В № 1073 газеты «Казбек» помещена очень характерная корреспонденция из сел. Зильга. 4 мая житель этого селения, простой осетин, в числе нескольких магометанских мальчиков произвел операцию по магометанскому обряду — обрезание над сыном Иосифа Дзусова, единственного представителя православия в Зильге. Дзусов — бывший учитель-псаломщик, его жизнь среди магометан омрачается страшным со стороны последних гонением его детей; их, например, не принимают в свое общество сверстники из магометанских мальчиков, причем дразнят презрительно «дьяконовскими детьми». Отношение же взрослых жителей к нему таково, что они, зильгинцы, пользуются всяким случаем, чтобы ослабить крепость духа в нем. Но сильный в своих глубоко христианских убеждениях, Дзусов нисколько не поддается влиянию магометайской среды; его мысли, его религиозные убеждения светлы и освещают ему дорогу трудовой жизни среди магометан.

Курс гимназический

Составил Михаил Мостовский.


Какими источниками пользовался автор этого учебника, мы не знаем, но уже одно причисление всего Кавказского края к азиатской России показывает, что он не вполне знаком с географией Кавказа, которую он трактует как авторитет. Учебник его между тем выдержал восьмое издание и одобрен ученым комитетом Министерства народного просвещения. Ввиду того, что учебник этот введен и в наших кавказских гимназиях, я и остановлюсь исключительно на Кавказе.
«Горы, понижаясь отлого, образуют долины, куда стекают бесчисленные ручьи и речки, освежающие эти большие долины, наделенные теплым климатом; в пяти верстах от них климат наших северных губерний; еще выше встречаем климат Сибири с зимними стужами, метелями и снегами». Все это шиворот-навыворот. Вся северокавказская равнина подвержена страшным ветрам, зимою здесь бушуют такие бури, что нет ни прохода, ни проезда, случаи замерзания людей и животных не только в степях, но даже на площадях станиц и городов очень часты.


За последнее время мы получаем много корреспонденций из Терской области, переполненных произволом лесных объездчиков, совершающих безнаказанно всевозможные насилия над населением, в общем очень сходные с сообщенными уже в нашей газете в корреспонденциях из Владикавказа (№№ 47, 56, 58). Оставляя эту печальную хронику до более удобного времени, мы, в дополнение к упомянутым корреспонденциям и для наглядности справедливости всех сообщений о безнаказанных нарушениях лесоохранительными агентами прямых своих обязанностей, приводим ниже циркулярное распоряжение уполномоченного министра земледелия и государственных имуществ на Кавказе от 3 октября 1894 года. Содержание этого циркуляра так ясно, так убедительно говорит о прямых обязанностях местного лесного ведомства, что поражаешься, почему оно игнорирует этот циркуляр и допускает такую массу самых жестоких нарушений, доводящих население до полного отчаяния.

В конце 18-го века часть осетин, стесненных в своих горах более сильными соседями — магометанами-кабардинцами, принуждена была выселиться из гор и отдать себя под покровительство России. Первым поселением осетин на плоскости был Моздок, куда была вынесена ими с собою из гор известная моздокская икона божьей матери. Екатерина Великая учредила в 1793 году моздокскую духовную комиссию для восстановления в Осетии древнего христианства. Правда, немногое могла совершить в то время моздокская комиссия для успешного распространения евангельского учения, но если принять во внимание, что ею отпечатана первая церковная книга на осетинском языке, создано несколько церковнослужителей из природных же осетин, то и эти результаты нужно признать довольно значительными, судя по времени и обстоятельствам тогдашней боевой жизни края.


Всякий народ и, в частности, всякий человек свою родину зовет матерью или колыбелью. Чем дольше сохраняются в народе нравственные устои, тем сильнее привязанность его к родине. Туземцы горной полосы Кавказа, несмотря на страшную борьбу за существование среди дикой, малопроизводительной, а в настоящее время во многих местах совершенно оголенной природы, — до обожания привязаны к своей родине. Но ничто не вечно под луною. В последние 30—40 лет благодаря разным агентам, турецким и доморощенным, некоторые магометанские племена стали переселяться в Турцию. Первое место в этой эмиграции принадлежит кабардинцам. Этот народ, раньше в продолжение многих столетий находясь под гнетом своих князей, с освобождением крестьян остался малодеятелъным и стоит далеко позади своих соседей осетин. Благодаря этому многочисленные агенты для вербовки туземцев в Турцию находят в Большой и Малой Кабарде, а также среди закубанских черкесов и абхазцев самую благодарную почву.


«1894 года, ноября 9 дня, сел. Вакац.
Из помещений на описываемом месторождении г. Булатовым выстроены: 1) пороховой магазин, 2) кузница и 3) каменные постройки для рабочих и склада руды. Из Николаевского рудника до сортировочной площадки через ручей Галауз проведена проволочная передача на 48 сажен. В проектированный отвод из горных пастбищных мест вошла площадка менее полудесятины, коей пользуется крестьянин сел. Вакац Ацу Кертибиев, и он же в присутствии начальника 3-го участка Владикавказского округа заявил, что никаких препятствий к отходу в отвод его земли не имеет, так как он заранее уговорился с г. Булатовым о оплате ему ежегодно по 24 рубля, а последний выразил на это полное согласие. Подписали горный инженер В. Швачкин, начальник 3-го участка Владикавказского округа капитан Ермеев, горнопромышленник И. Иванович и Булатов; за неграмотных понятых жителей сел. Кайнихта Василия Сагкаева и Елмурза Скодтаева по их личной просьбе расписался житель сел. Салугардан Задтанев».




Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

Другие опросы...