Спасут ли иранисты осетинский язык?.. » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Спасут ли иранисты осетинский язык?.. » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Июль 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Спасут ли иранисты осетинский язык?..

Раздел: Былое  

 
 

История осетин полна драматических моментов. Некогда многочисленный народ – кочевник, народ-воин, претерпев тяжелые удары судьбы, и потеряв значительную свою часть, все же не канул в историю. Он сохранил свое национальное самосознание прежде всего через язык и эпос. Героическая сага о нартах – вершина эпического наследия наших предков, поражающая глубиной архаики и богатством сюжетов.
О величии и размахе эпоса можно судить, прежде всего, тогда, когда читаешь его на родном языке. Правда, сегодня, мало кто из осетин на такое способен. Так считает известный краевед Таймураз Плиев. Он уверен - отрыв от родного языка – это, прежде всего отрыв от родных корней. С ним согласен и кандидат филологических наук Федар Таказов, который недавно вернулся из Барселоны, где с 7 по 10 мая принимал участие в международной конференции, посвященной иранским кочевникам евразийских степей скифам, сарматам, аланам.
По замечанию ученого тема осетинского эпоса и языка, так или иначе, звучала в контексте научной конференции. Федар Таказов поделился своими впечатлениями от зарубежной поездки и еще раз, так же как и Таймураз Плиев коснулся вопроса сохранности нашего языка. «Пульс Осетии» предлагает вашему вниманию две точки зрения на одну проблему.

Т.П. Плиев
Вслед за Васо Абаевым я могу повторить, что едва ли на всем земном шаре найдется народ, чей язык нес бы столько исторической информации. И если даже осетины откажутся от своего языка, Европа напротив, продолжит его изучение. Так как, многие фрагменты своей истории европейцы, как это неудивительно, узнают из нашего языка и эпоса. Яркий пример тому, известный французский ученый Жорж Дюмезиль, который почувствовал, какую большую роль играет наш эпос в деле изучения индоевропейских материалов. Уже хотя бы, поэтому ни о каком сокращении часов, отведенных на преподавание осетинского языка и речи не должно быть. Во всяком случае, человек, любящий свой народ с родным языком так не поступает.
Более того, я считаю, что каждый образованный осетин не только должен знать свой язык, но и эпос, который надо читать на языке оригинала, а вот литературу о нем можно читать на каком угодно языке. Только так можно постичь эпос во всем его многообразии. Тем более, что мы народ с древнейших времен тяготеющий к монументальной эпической форме.

Федар Таказов
Международная научная конференция «Иранские кочевники евразийских степей скифы, сарматы, аланы», состоялась в Испании по инициативе известного ученого Агусти Алемани. Именно он настоял об участии в конференции ученых из Осетии. Наша делегация состояла из девяти человек, двое из них были из Южной Осетии, а в Испании к нам присоединились еще археологи из Москвы Габуев и Царикаева. В работе научного форума приняли участие ученые из 17 стран. На конференции прозвучало много интересной информации, касавшейся истории скифов, сармат и алан. Выступления наших зарубежных коллег, поражали оригинальностью идей и смелостью гипотез. В основном в конференции принимали участие археологи, но наша делегация была самой разносторонней, в нее вошли и археологи, историки, лингвисты. Мой доклад, например, был посвящен теме; «Пережитки скифских погребальных обрядов в нартовском эпосе». Меня еще удивило и то, что даже мы осетины порой ведем споры в какой степени мы имеем отношение к скифам, сарматам, аланам и имеем ли к ним отношение вообще, то у европейских ученых это не вызывает никакого сомнения. Они очень четко проводят преемственную связь древнего скифского мира современными осетинами. И даже с этой точки зрения к нашей делегации был несколько повышенный интерес. Кстати, там же, на конференции был создан организационный комитет, который планирует провести через два года международную конференцию по алановедению в Осетии. Я думаю, что мои зарубежные коллеги были бы очень удивлены узнав, что в нашей республике наблюдается пренебрежительное отношение к осетинскому языку. Возможно, ли сегодня сворачивать часы родного языка в наших школах. Конечно, нет. Наш язык итак оказался под угрозой исчезновения. Думается, что это яркое проявление невежества чиновников нашего министерства образования. Например, русский язык в настоящее время быстро развивается. И естественно, функционально он расширяется, а осетинский напротив сужается. Что может ускорить процесс ассимиляции нашего языка. И этот процесс можно приостановить хотя бы сохранением часов, выделенных на изучение родного языка. Необходимо сохранить ту образовательную базу, которая уже наработана. Ведь с потерей языка теряется и значение своей собственной культуры и истории. Во всяком случае, грядущая в Осетии международная конференция иранистов бесспорно еще раз подчеркнет значимость осетинского языка и эпоса для международного ученого сообщества.

Фатима Найфонова

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 5257 | Автор: admin | Дата: 4 июля 2008 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!