DataLife Engine > Осетинский театр > Театр, рожденный Октябрем

Театр, рожденный Октябрем


25 февраля 2008. Разместил: admin
Северо-Осетинский Государственный Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр... Отныне так будет начинаться каждая афиша и программа нашего театра.
Да, нашему театру 50 лет. Зтот срок не так велик в истории нашего народа; тем величественнее его успехи в области зкономического и культурного роста. Это можно легко проследить даже на примере творческой жизни осетинского театра в такой малекысой республике, как наша.
10 ноября 1935 года. В этот день впервые открылся занавес профессионального национального осетинского театра. Сбылась мечта многих просветителей, литераторов, передовых людей народа и осетины обрели «признак совершенетва нации — театр (по словам великого русского драматурга А. Н. Островского). История создания нашего театра аналогична истории многих национальных театров страны.
Восемнадцать осетинских парней и двенадцать девушек сельских и городских волею судьбы и московской комиссии отправились в 1931 году в Москву в ЦЕТЕТИС, так назызался тогла ГИТИС им. Луначарского.
Советское правительство приняло решение об организации в этом авторитетном учебном заведении, национальных студий, первой из которых стала — осетинская.
Добрые талантливые руки известных мастеров художественного театра народного артиста СССР Виктора Яковлевича Станицына, Иосифа Моисеевича Раевского и Рубена Николаевича Симонова (кстати, нашего земляка) стали любовно и добротно создавать фундамент будущего театра, передавая свой опыт, культуру, основы и метов русского реалистического искусства, бережно открывая неповторимость индивидуальностей, своих осетинских учеников. Эти ученики внесли бесценный вклад в становление и развитие осетинского театра, их яркость, их высокое самобытное искусство определило надолго путь и облик осетинского театра, театра героико-романтического направления, корни которого заложены в народно-эстическом творчестве: в нартских сказаниях, героических песнях, которые слагались в честь подвигов за свободу, за справедливость. В свою очередь и эпос, и легенды, и героические песни явились отражением всей многовековой героической борьбы свободолюбивого народа, начиная со скифо-сарматского пориода.
Не случайно в основу многих пьес осетинских авторов легли легенды, героические песни, другие фольклорные мотивы. «Амран» —Е. Бритаева, «Чермен» Г. Плиева, «Афхардты Хасана», «Сыновья Бата» Д. Мамсурова, «Нарт Батрадз» — К. Казбекова и В. Корзуна, «Басты фарн» — Гафеза, «Таймураз» — С. Кайтова, «Хетаг» — Р. Хубецовой и др.
Образы, пришедшие на сцену театра из фольклорно-эпических легенд, сыграли важную роль в судьбе театра; театр сразу стал любимым детищем народа, его рождение стало естественным продолжением устного народного творчества, т. к. на сцене театра ожили герои, жившие в сознании людей столетиями.
Первое поколение актеров и режиссеров мудро и умело иопользовали народные мотивы в своем сценическом воплощении этих пьес, нашли яркие формы воздействия на зрителя, их герои были понятны и близки каждому, это заложило крепкую основу вновь родившемуся театру. Среди первооткрывателей особо выделялись тогда нар. артист СССР, лауреат премии К. Хетагурова и К. Станиславского Владимир Тхапсаев, народный артист Северо-Осетинской АССР Соломон Таутиев, которому суждена была недолгая, но очень яркая творческая жизнь, народные артисты РСФСР Варвара Каргинова, Серафима Икаева, Тамара Кариаева, Заслуженный деятель искусств РСФСР Маирбек Цаликов, заслуженные артисты РСФСР Петр Цирихов, Владимир Баллаев, народная артистка Северо-Осетинской АССР Афасса Дзугкоева, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР Борис Тотров, заслуженные артисты Северо-Осетинской АССР Анна Дзукаева, Исай Кокаев, Василиса Комаева, Раиса Дзитоева и другие. Но если говорить о том, чье творчество из актеров сыграло особую роль в определении будущего театра, его творческого направления, то ими конечно же были Соломон Таутиев и Владимир Тхапсаев.
Олеко Дундич и Афхардты Хасана, Коста и Платон Кречет, Незнамов и многие другие роли Соломона Таутиева явились выдающимися творческими достижениями актера и осетинского театра вообще, в которых достигалась большая высота романтичеекого звучания с очень точной, мастерски разработанной психологической глубиной. Обладая еще неповторимым темпераментом, искусство Соломона Таутиева не только покоряло, волновало, оно — потрясало. Казалось, он так прост, понятен, как будто ничего и не старается делать специально. Но за этим была глубокая мысль, тончайшие повороты внутреннего состояния его героя, внешняя сдержанность, изящество. А редчайшие большие выразительные глаза приковывали к себе зрителя неотступно. Его искусство было вдохновенно, поэтично.
Владимир Тхапсаев — могучий, открытый, масштабный, фактурный. Голос богатейшего диапазона, я бы назвал его шаляпинским, только на драматической сцене. Уже в первые годы в этом внешне тихом, скромном актере открылиеь и разыгрались такие страсти человеческих переживаний, такие глубинные эмоциональные пласты, что его Мавр ошеломил не только своих коллег и местного зрителя, но крупнейших шекспироведов страны. Сегодня Отелло Тхапсаева стоит рядом с самыми выдающимися исполнителями мирового театра.
В определении творческого пути театра, его героико-романтического направления большой вклад внесли его первые режиссеры, в первую очередь заслуженный деятель искусств РСФСР Е. Г. Маркова, — возглавившая коллектив, как художественный руководитель. В ней сочетались прекрасные качества режиссера и педагога и в практической работе с первых спектаклей творческие поиски пошли именно по героико-романтическому направлению.
В этом ей помогали молодые тогда режиссеры заслуженные деятели искусств Б. Борукаев и А. Макеев. Позже театр возглавил В. С. Фотиев — режиссер с большим опытом.
Именно ему суждено было открыть в Тхапсаеве гениального актера, поставив с ним Отелло.
С. Фотиев поставил с С. Таутиевым знаменитый спектакль «Олеко Дундич», ставший одним из шедевров осетинского театрального искусства, подтвердивший героико-романтическую тему театра... В режиссуру вошли тогда 3. Бритаева и заслуженный деятель искусств РСФСР М. Цаликов, а в последствии из разных театральных ВУЗов страны пришла молодая режиссура, которая талантливо, ярко продолжала и умножала традиции театра. После творческого отчета театра в Москве, 1968 году газета «Правда» писала: «Отрадно отметить, что у этого молодого по духу театра, по праву удостоенного широкого признания столичного зрителя, сложилась своя национальная режиссура, способная решать серьезные творческие задачи».
Сегодня в коллективе успешно работает новое поколение режиссеров, заслуженньгй деятель искусств Северо-Осетинской АССР М. Цихиев, режиссеры Р. Бекоева, А. Галаов.
Театр — особый вид искусства. Он каждый вечер отчитывается перед народом. Если театр творчески не растет, появляются первые признаки ветхости, застоя, серости, — народ перестает с ним общаться. Каждый вечер увеличивается число пустующих мест. Необходим поиск новых тем, имен, новых сложностей. Вот почему осетинский театр, судьба которого очень зависима от национального репертуара, ищет новые пьесы, в которых можно видеть героев уже несколько других стремлений, возрении с более глубокими размышлениями о жизни, о человеке, людей сложных, многоплановых. В национальной драматургии эти проблемы во многом решались в таких пьесах, как «Перед грозой» и «Враги» Е. Уруймаговой, «Братья» — X. Цопанова, «Черная девушка», «Материнская слава» — Р. Хубецовой, «Мстители», «Смерть друга» — Д. Темиряева, «Легенда о любви» — В. Гаглоева, «Честь отцов» — Г. Хугаева, «Сармат и его сыновья» — Н. Саламова, «Хаджи Мурат» — С. Кайтова и другие.
Рядом с этими пьесами ставились лучшие творения русской драматургии. Максим Горький, Антон Чехов, Александр Островский, Николай Гоголь, Александр Пушкин, Лев Толстой и Михаил Лермонтов неоднократно украшали афишу осетинского театра. В таких произведениях, как «Гроза» и «Без вины виноватые», «На дне», «Васса Железнова», «Три сестры», «Ревизор» и «Женитьба», «Испанцы» и «Цыгане», «Власть тъмы» и многих других. Открывались новые грани таланта многих актеров и режиссеров. Постигнутые тайны мастерства такой драматургии переносились, (конечно, не механически) осваивались в процессе работы над осетинской пьесой. Естественно, вместе с театром учились и драматурги, потому что практическая работа над пьесой, всесторонний анализ, который происходит в процессе создания спектаклей, помогает осмыслить через классику и собственную драматургию. С годами осетинский драматург, режиссер и актер становятся «инженерами человеческих душ». Не сыграла бы замечательная актриса Варвара Каргинова горьковскую пьесу Вассу Железнову, разве бы так мастерски потом она сыграла Саниат во «Врагах» Е. Уруймаговой... Здесь нет прямой параллели. Образы разные по авторскому замыслу, но многое их объединяет в исполнении Каргиновой. Или Владимир Тхапсаев в Егоре Булычева — Горького и Батырбека «Черная девушка» Р. Хубецовой. Влияние русской классики на творческий рост коллектива — огромно. Не могли не отразиться на дальнейшей творческой судьбе в осетинском репертуаре Тамары Кариаевой исполнение Кручининой, Соломоном Таутиевым — Незнамова «Без вины виноватые» А. Островского. Конечно же, русская классическая драматургия, русская реалистическая театральная школа сыграла решающую роль в становлении и формировании осетинского профессионального театра.
С успехом ставится в осетинском театре и западная классика. Какое обилие и разнообразие авторов. Шекспир и Шиллер, Мольер и Бомарше, Гауптман и Гарсиа Лорка... А Еврипид? Гольдони? Немало великолепных образов в спектаклях по произведениям этих авторов вписались в летопись осетинского театра. Вопомним хотя бы Серафиму Икаеву (Сюзанна) и Маирбека Цаликова Фигаро («Женитьба Фигаро») Бомарше, Юрия Мерденова Франц Моор «Разбойники» Шиллера, Елену Туменову и Заиру Тхапсаеву (Медея-Еврипида). Но в активном формировании театра, его росте и больших творческих успехах особую роль сыграло наследие Шекспира. К 5-летию Осетинского театра была поставлена первая шекспировская трагедия «Отелло», к 50-летию театра — десятая «Тимон Афинский». А между ними были «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Кориолан», «Много шума из ничего», «Король Лир», «Двенаддатая ночь», «Виндзорские проказницы» и «Гамлет». После очередных гастролей осетинского театра в Москве газета «Известия» писала: «Самым драгоценным, что мы увидели на осетинской сцене, были актеры, отличные, сильные, разнообразные, соединяющие пламень романтики с искренностью веселья, масштаба героики с простодушием комедии. Мы узнали, что на осетинской сцене живет и блещет «Шекспир».
Да, Шекспир не сходит с осетинской сцены, он живет и блещет. Сегодня уже нет Тхапсаевского Отелло на сцене, но его дух, его масштабы, его школа живет. Свидетельство тому Тимон Афинский, впервые осуществленный в нашей стране осетинским театром в прекрасном исполнении заглавной роли — заслуженным артистом РСФСР Маирбеком Икаевым (Спектакль удостоен Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского). А в прошлом какое созвездие шекспировских работ. Ведь Тхапсаев, кроме Отелло сыграл и Короля Лира и Макбета! А с каким блеском звучало трио Н. Саламов — И. Кокаев — Б. Калоев в «Двенадцатой ночи»?! Яго — М. Цаликова. А. Шут — К. Сланова в «Короле Лире», Кориолан — Ф. Каллагова?! На нашей сцене ставились и трагедии и комедии Шекспира и многие актеры внесли большой вклад в осетинскую шекспириану. Зто и В. Каргинова, и С. Икаева, Т. Кариаева и Е. Туменова, О. Бекузарова и В. Уртаева, И. Гогичаев, В. Ватаев и А. Дзиваев, 3. Галазова и Б. Тулатов и др.
У нас стало традицией каждый сезон знакомить зрителей с лучшими драматургическими произведениями авторов братских народов нашей Родины. Эти пьесы сыграли важную роль в развитии темы интернациональной дружбы... Она существует с первого дня его жизни, ведь открытие профессионального осетинского театра 10 ноября 1935 года произошло пьесой украинского драматурга А. Корнейчука «Платон Кречет». С тех пор имена русских советских драматургов Н. Погодина («Кремлевские куранты»), Л. Леонова («Нашести»), Тренева — «Любовь Яровая», В. Гусева — «Слава», Б. Лавренева — «Разлом», В. Вышневского — «Оптимистическая трагедия», А. Крона — «Глубокая разведка» и «Второе дыхание»... и другие. Украинские авторы: А. Корнейчук— «Гибель эскадры», Крапива — «Кто смеется последний, Минько — «Не называя фамилии», белорусского А. Макаенка - «Затюканный апостол», грузинских авторов: Г. Хухашвили — «Судьба Саба», Н. Думбадзе — «Я, бабушка, Илико и Илларион», Г. Бердзенишвили— «Тростник на ветру», Ш. Роква — «За рекой моя деревня», армянского А. Папаяна — «Да, мир перевернулся», азербайджанского М. Шавхалова — «Свекровь», литовского Марцинкявичюса — «Миндаугас», молдавского И. Друце — «Святая святых», узбекского Т. Мухтарова— «Семья Аллана», дагестанокого Р. Гамзатова — «Горлнка», Абу-Бакара — «Сказание о гончарыом круге», Г. Рустамова — «Свадьба Долата», чеченского А. Хамидова — «Бож-Али», абхазского Ш. Чкадуа — «Кукла» и многие другие. Обогащение своего репертуара лучшими образцами драматургии братских народов в нашем театре стало традицией, мы ею гордимся и будем развивать дальше.
Безусловно, на русской и западной классике, лучших образцах многонациональной драматургии растет и мужает не только актерское мастерство, режиссерская мысль, этот репертуар помогает развитию осетинской драматургии. Чего греха таить, до открытия осетинского театра был Е. Бритаев с его великолепными пьесами «Амран», «Две сестры», «Хазби», которые написаны рукой большого мастера, знающего не только всю мировую драматургию, но и секреты этого сложнейшего жанра литературы. А за это время вместе с театром выросла целая плеяда авторов, чьи имена известны не только в родной Осетии, но и во всей стране и даже за рубежом. Это очень больше завоевание осетинской культуры. Потому, что если национальный театр, как бы блестяще не ставил он Шекспира, Горького, Островского и других классиков, не растет вместе со своей национальной драматургией, то он обречен на неудачи. Он вскоре перестанет быть нужчым своему народу. Отсутствие своей драматургии — отсутствие перспективы. У осетинского театра судьба в этом отношении сложилась хорошо, сегодня ежегодно на его сцене рождается 3—4 спектакля по оригинальным новым пьесам. Сразу после открытия театра принесли свои пьесы Дмитрий Кусов и Георгий Джимиев, а потом Дабе Мамсуров, Давид, Туаев, Гриш Плиев, Езетхан Уруймагова, Нигер, Татари Епхиев, Раиса Хубецова, Асах Токаев, Сергей Кайтов, Сергей Хачиров, Давид Темиряев, Гафез, Владимир Гаглоев, Хаджумар Цопанов, Николай Саламов, Георгий Гагиев, Арсен Макеев, Маирбек Цаликов, Исак Гогичев, Васо Малиев, Шамилъ Джигкаев, Цара Хамицаев и другие. Авторы разные, одних влечет историческая тема, других современная. Одни чувствуют жанр комедии, другие драму, но в целом драматургия многогранная, многопроблемная. Первые пьесы отличались некоторым поверхностным, иллюстративным изображением жизни, образов. Но постепенно все чаще появляются пьесы глубокие, с подробной психологической разработкой образов. Приятно, что драматургия, как жанр увлекает многих и приходят в нее все новые и новые имена.
Театр это не только драматург, режиссер, актер. Современный театр обогащен многими другими компонентами. Как можно творить без талантливой сценографии? Многие талантливые художники украшали, дополняли, укрупняли работы актеров, режиссеров и драматургов, но среди них особо выдающуюся роль сыграли Георгий Федоров и Таурбек Гаглоев. Самые крупные достижения наши связаны с их именами. Первые свои удачные оформления осуществила на нашей сцене Аза Туаева. И сегодня в театре талантливые художники Магрез Келехсаев, Зина Дзахова и Олег Шевцов.
Немало спектаклей поставлено театром, где музыка решала идейно-художественную судьбу, была ведушей... Народ любит музыкальные спектакли, где много поют, танцуют. Многие такие музыкальные спектакли имели шумный успех у зрителя. Более того, рождению в республике государственного музыкального театра способствовал осетинский драматический. В его коллективе созревал будущий музыкальный театр, потом произошло естественное отпочкование. Конечно для зтого надо было иметь таких талантливых композиторов, как Татархан Кокойти, Александр Поляниченко, Илья Габараев, Христафор Плиев, Дудар Хаханов :и др.
И все же, можно иметь в театре хороших режиссеров, композиторов, художников, но если нет актера, — нет театра. Именно он выражает весь идейно-художественный замысел автора и режиссера, он является посредником между всеми, кто создает спекталь и зрителем. От его таланта, богатства выразительных средств, сценического обояния зависит судьба сценического произведения. Он решает, в конечном итоге «6ыть или нэ быть» спектаклю. Чем ярче созвездие талантливых актеров, тем выше художественный уровень театра, тем сложнее ставятся перед ним творческие проблемы и интересные их решения. Коллектив осетинского театра неоднократно пополнялся выпускниками национальных студий, обучавшихся в Московских ВУЗах. Многие актеры воспитывались в студиях при театре, и, как показала жизнь, воспитаники театра оправдали все надежды своих учителей. Больше того, многие из них стали просто «открытиями». Ныне это народный артист СССР Николай Саламов, народные артисты РСФСР Елена Туменова, Коста Сланов, заслуженные артистки РСФСР Вера Уртаева, Юрий Мерденов и Александр Царукаев, заслуженные артисты Северо-Осетинской АССР Аслан Бекузаров, Берта Икаева, Зоя Кочисова, Борис Калоев, Бексултан Тулатов, Борис Ходов, Виктор Галазов, Тамара Батагова и др.
Самым сильным выпуском московских студий послевоенных лет оказался щукинским, 1958 года. Он внес новую, свежую струю в творческую жизнь коллектива. В этом огромная заслуга педагогов училища им. Б. В. Щукина и в первую очередь художественного руководителя осетинской студии профессора Т. М. Шухминой-Щукиной... Вот они щукинцы: Заслуженные артисты РСФСР Орзета Бекузарова, Маирбек Икаев, Бибо Ватаев, народный артист Северо-Осетинской АССР Коста Бирагов, заслуженные артисты Северо-Осетинской АССР Земфира Галазова, Федор Каллагов, Вера Кулова, Урузмаг Хурумов. Режиссер и актер заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР Маирбек Цихиев, артисты Заира Тхапсаева, Раиса Дзуцева, Роза Цирихова и Дзамболат Царгасов, Чермен Тибилов.
В 1970 году театр получил еще одно пополненис, закончивших студию при ГИТИСе.
Многие из них нашли свое твсрческое призвание на осетинской сцене. Это заслуженные артисты Северо-Оеетинской АССР Ахсарбек Бекмурзов, Тереза Кантемирова, Светлана Медоева, Казбек Суанов, артисты Алла Догоева, Тамара Кабанова, Зара Таутиева.
Сегодня в коллективе трудятся и представители других ВУЗов страны: Ленинградского — народный артист СОАССР Владимир Макиев, МХАТовской студии заслуженный артист РСФСР Исак Гогичев, и Заслуженная артистка СОАССР Зоя Дзбоева, артист Георгий Бекоев, молодые артисты выпускники Щепкикского училища Инал Еналдиев, Белла Тадтаева и Сурен Хугаев.
Совсем недавно влилась в труппу молодежь, — воспитанная опять в училище им. Б. Щукина. Она с первых дней окружена вниманием старших актеров, ей доверяют больше, ответственные роли, на нее возлагают большие надежды. Молодежь эти надежды оправдывает.
Казалось бы: в одной труппе работают представитсли стольких разных школ... Нельзя в одном коллективе «разговаривать» на разных творческих языках... Но, к счастью, в осетинском театре этого нет. Здесь крепкие творческие традиции, заложенные основателями театра и продолженные следующими поколениями. Эту проблему удачно решает режиссура театра.
Приятно отметить, что наши актеры успешно работают нз только на нашей сцене, но и в кино, их приглашает Мосфильм, Ленфильм, студия имени Довженко, Грузия-фильм, Таджик-фильм и другие студии.
Можно было бы перечислить многие большие творческие удачи в кино Тхапсаева, Сланова, Ватаева, Саламова, Бирагова и многих других актеров. Жизнь театра интересна не только творческими удачами и неудачами, каждодневной встречей со зрителем своей республики, с которым ему интересно вести диалог, ради которого делается все. Интересна она и встречами за пределами республики, где он представляет не только театр, но и свою Осетию. Театр многократно выезжал с творческими отчетами в Москву (1947 г., 1956 г., 1958 г., 1969 г., 1974, 1980 г.), Ленинград (1967 г., 1982 г.), а также в Грузию, Таджикистан, Чечено-Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Абхазию, Юго-Осетию. Каждая поездка сопровождалась творческими победами, обогащала интересными встречами, вдохновляла на новые творческие свершения.
Театр неоднократно принимал участие во всесоюзных и российских фестивалях, различных творческих показах и был удостоен дипломами и премиями. В 1968 году в Москве, на сцене МХАТ спектаклем Осетинского театра «Первый удар» М. Колявкова завершился всесоюзный фестиваль болгарской драматурии. Спектакль получил высокую оценку советской и болгарской театральной общественности, был удостоин диплома и премии. Режиссер Г. Хугаев и исполнитель главной роли Георгия Димитрова — Маирбек Икаев были приглашены в Болгарию.
Премиями и дипломами коллектив был кагражден: на фестивалях горьковской драматургии в г. Горьком за спектакль «Горящее сердце» по ранним произведениям автора (режиссер М. Цихиев), и «На дне» (1981 г. режиссер Г. Хугаев) на фестивале по национальной драматургии в г. Куйбышеве за спектакль «Свекровь» М. Шамхалова (режиссер М. Цаликов), на фестивале драматургии А. Островского в г. Костроме за спектакль «Гроза» (режиссер Г. Хугаев), на фестивале, посвященном 30-летию Победы в Великой Отечественной войне за спектакль «Материнская слава» Р. Хубецовой (режиссер М. Цихиев).
В истекшем году наша страна отмечала 40-летие Победы Советского народа над гитлеровской Германией. Во имя этой Победы вместе со всеми воинами и трудящимися, и коллектив Осетинского театра делал свое большое дело.
В первые дни войны ушли на фронт Гриш Плиев, Асах Токаев, Владимир Гусиев, Соломон Хугаев, Алмахсит Дулаев, Заурбек Кодзаев, Николай Саламов, Биктор Галазов, Георгий Дзугаев, Арсен Макеев, Сергей Дзапаров, многие другие. Они выполнили свой гражданский и воинский долг.
Среди имен советских людей, павших смертью храбрых в период Отечественной войны и имена осетинских актеров. Это В. Гусиев, X. Гагиев, А. Дулаев, Б. Гадзаов, 3. Кодзаев, А. Кодзаева, Ф. Малтызова, С. Хугаев, А. Туаев...
А те, кто продолжали работать в театре, дали 890 шефских спектаклей и концертов для воинов Советской Армии.
Тема отечественной войны стала ведущей в репертуаре театра. Уже в сентябре месяце играли пьееу Георгия Джимиева, «Боевые дни», а потом «Черный туман» — того же Джимиева. «Олеко Дундич» Кац и Ржешевского, «Нашествие» Леонова, «Встреча в темноте» Кнорре, «Любимая девушка» Раймонда, «Победители» Чирскова и многие другие.
Тема патриотическая вот уже более сорока лет не сходит со сцены Осетинского театра.
Коллектив театра с каждым днем расширязт свои связи с народом. Он с ним встречается не только в зрительском зале, эти встречи продолжаются на заводах, фабриках, в учебных заведениях, на колхозных фермах, в сельских клубах, библиотеках и т. д.
Актеры и режиссеры проводят большую обществзнную работу. Народный артист В. Тхапсаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Северо-Осетинской АССР, заслуженный артист РСФСР М. Икаев тоже был депутатом Верховного Совета СССР. А в Верховный Совет Северо-Осетинской АССР в разное время избирались артисты Н. Саламов, К. Сланов, С. Икаева, а также заслуженная артистка СОАССР А. Дзукаева, Р. Дзитоева. Артисты избирались членами обкома и Горкома КПСС, депутатами городского и районных советов депутатов трудящихся.
В коллективе театра трудились и работают 2 народных артиста СССР, 7 народных артистов РСФСР, 7 — заслуженных артистов РСФСР, 5 народных и 12 заслуженных артистов и 1 заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР.
В такие большие юбилейные торжественные обьгчно говорят об успехах. Мы тоже о них сказали. Но было бы несправедливо думать, что путь осетинского театра за 50 лет был гладким, без промахов... Нет, это далеко не так... Были творческие неудачи большие и малые, были падения и взлеты творческого характера. Недостатки есть и сейчас, но...
Осетинский театр в творческом расцвете, полон желаний творить, создавать, дарить людям радость, помогать нашему обществу в эстетическом, нравственном воспитании людей, в их духовном обогащении.


Г. Д. Хугаев. "Время и сцена"