Средневековая Алания. Глава 6. Эпоха монголо-татарских нашествий и конец средневековой Алании » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Средневековая Алания. Глава 6. Эпоха монголо-татарских нашествий и конец средневековой Алании » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Февраль 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

 

Архивы

Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)
Июнь 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Средневековая Алания. Глава 6. Эпоха монголо-татарских нашествий и конец средневековой Алании

Раздел: Библиотека » Из истории Осетии » Избранные работы. З.И.Ванеев  

 
 

Выше уже неоднократно упоминалось о том значении, которое имели для судеб средневековой Алании монголо-татарские нашествия. В результате этих нашествий аланы, покинув равнину, утратили большую часть своей террито­рии. В тесных и разобщенных ущельях гор не было бла­гоприятных условий для экономического, политического и культурного развития аланского народа.
Выше мы также пришли к заключению, что в XIII ве­ке Алания уже не представляла единого политического целого, а была раздроблена на отдельные части. В этом состоянии застало ее первое монгольское нашествие. Пос­леднее произошло в 1221—23 гг. После разгрома Грузии, монголы под начальством Джеба и Субудая в 1221 г. дви­нулись через Дербент на Северный Кавказ. Об этом похо­де Ибн-эль-Асир рассказывает так: «Перебравшись через Ширванское ущелье, татары двинулись по этим областям, в которых много народов, в том числе аланы, лезгины и (разные) тюркские племена. Они ограбили и перебили много лезгин, которые (отчасти) мусульмане и (отча­сти) неверные. Нападая на жителей этой страны, мимо которой проходили, они прибыли к аланам, народу много­численному, к которому уже дошло известие о них. Они (аланы) употребили все свои старания, собрали у себя толпу кипчаков и сразились с ними (татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала верха над другой. Тогда татары послали к кипчакам сказать: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так вам нечего помогать им; ве­ра ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежды сколько хотите; оставьте нас с ними». Уладилось дело между ни­ми на деньгах, которые они принесут, на одеждах и проч. Они (татары) действительно принесли им то, что было вы­говорено, и кипчаки оставили их (алан). Тогда татары на­пали на алан, произвели между ними избиение, бесчинст­вовали, грабили, забрали пленных и пошли па кипчаков».
После побед над половцами и русскими князьями на реке Калке (1224), как известно, монголы ушли обратно в Азию.
Первый монгольский поход еще не установил зависимос­ти непобежденных народов Сев. Кавказа от монголов. Ни аланский епископ Феодор, ни доминиканец Юлиан, кото­рые в период 1235—1240 гг. были в Алании, ничего не го­ворят о господстве монголов над аланами. Юлиан лишь сообщает, что они не могли найти спутников для продол­жения своего пути, так как все опасались татар, которые, по слухам, уже были поблизости.
В 1235 г. монголы под предводительством Батыя пред­приняли походы с целью покорения русских и асов. Об этом «История Вассафа» сообщает; «На втором курултае мнение утвердилось на том, чтобы обратить победоносный меч на голову вождей русских и асских за то, что они пос­тавили ногу состязания па черту сопротивления».
В результате нашествия Батыя народы Северного Кав­каза также были покорены и попали в зависимость от Зо­лотой Орды. Однако аланы и теперь были покорены толь­ко частью, другая часть продолжала оказывать упорное сопротивление монголам.
Об этом мы имеем свидетельства путешественников — Плано Карпини и Рубрука. Первый, совершивший путе­шествие к татарам в 1246 г., перечисляет, в числе покорен­ных монголами племен, алан или ас. Но он же сообщает, что монголам подчинилась лишь одна часть алан, а другая часть (по другой редакции — большая часть) продолжала храбро сопротивляться монголам.
Рубрук (1253) также сообщает, что Аланы, или Аасг исповедующие христианскую веру, все еще борются про тив татар. «Аланы, — говорит он далее, — па этих горах все еще не покорены, так из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы гти аланы не выходили для похищения их стад на равнине»..
Из этого сообщения становится ясным, что монголы по­корили лишь плоскостных алан, а горные аланы во время путешествия Рубрука не только не были покорены, но про­изводили нападения из гор и утоняли с равнины стада монголов.
Борьба алан против монголов, по-видимому, носила очень упорный характер. Тот же Плано Карпини сообщает, что монголы 12 лет осаждали одну крепость в Аланской земле, которая сопротивлялась храбро, и много татар, в том числе знатных людей, погибло там.
По сообщению историков-монголов (Юан-Ши), монголь­ские полководцы Монкэ и Гуюк в 1239 г. осадили ясский город Ме-цис-сы и взяли его только в 1240 г.
Ввиду такого упорного сопротивления алан Золотая Орда, по-видимому, решила нанести им решительный удар-и окончательно покорить их.
В 1277 г., по приказанию Золотоординского хана Мен-гу-Темира, русские князья предприняли поход против ясов. и взяли их город Дедяков (пли Тетяков). Дедяков ве­роятно был главным населенным пунктом (столицей алан-асов). «Приступиша рустии князя к ясскому городу, слав­ному Дедякову», — говорится в русской летописи.
Здесь возникает вопрос о местонахождении Дедякова. Карамзин без всякого основания подразумевал под Дедя-ковым Дивев или Дедух в южном Дагестане. Бутков пред­полагает, что Дедяков находился у Куртатинского ущелья, на берегу реки «Фиаг-дона».
«Столица владетелей осетинских, продолжавшихся до XVI столетия, — говорит он, — стояла на землях Куртатинского осетинского поколения, в урочище Гускадине при реке Фиаге, верстах в 20 выше впадения ее в Терек, где знаки бывшего города и ныне заметны, в 35 верстах от железных врат Дариена. Она называлась Хун-худаг; на­шим же летописцам известна была под именем Дадко, Дедякова, Тетякова. Сей город, богатый и крепкий, сила­ми русских князей покорен для ординского хана Менгу-Темира в 1277 г., в 1318 г. был свидетелем страдальческой кончины тверского князя Михаила, убиенного по велению Узбека». Но сам Бутков не уверен в достоверности толь­ко что приведенных им сведении о местонахождении Де­дякова, так как в другом месте он же говорит: «За Тетяков можно признавать и Татартуб (Татартибо), стоящий в 25 верстах ниже Хунхудаг.
Л. И. Лавров также отождествляет Дедяков с горо­дищем Татар-туп (близ с. Елхотово), ссылаясь на турецко­го путешественника XVII в. Эвлия Челеби, сообщающего, что на месте Татартуп был город, в котором было до 800 зданий».
Пфафф предполагает, что столица осетинского царства находилась в глубине Куртатинского ущелья, там, где рас­положены аулы Даллаг-кау, Ладзь и Цимити. Здесь он нашел признаки культурного поселения. Кроме того, Пфафф отмечает выгодное в стратегическом отношении положение этого места.
О местонахождении Дедякова имеются и другие ука­зания — именно, в русских летописях. Так, в Воскресен­ской летописи говорится: «За рекою Тереком, на реке Се-венце под городом Тетяковым, минувшей горы высокие, яськие и черкасские, близь ворот железных». Такие же указания имеются и в другом месте летописи — в сказании об убиении в орде Михаила Тверского (1318); «Бывши же блаженному в тяготе 26 дней, за рекою Тереком, па реке Севенце,под городом Тетяковым». Севснца — тюркско-персидское название Сунжи, притока Терека; под железными воротами можно подразумевать Дарьяльские ворота.
Клапрот, а вслед за ним В. Миллер, на основании при­веденных сведений русской летописи, делают предположение, что Дедяков находился, приблизительно, в том месте, где ныне стоит гор. Орджоникидзе. Вывод в общем со­ответствует сведениям, которые даются летописью.
Однако нельзя не заметить, что место, где находится современный гор. Орджоникидзе, — открытая равнина, вряд ли отличающаяся стратегическими удобствами, если не передвинуть его далее, в глубь ущелья.
На основании одних лишь приведенных выше данных невозможно с полной увереностью решить вопрос о точном местонахождении Дедякова.
Масуди называет столицу алан Маас. Заслуживает вни­мания окончание этого имени — «ас», поскольку его можно сблизить с названием западной части алан «ас» или ясы русских летописей. Название Маас можно сблизить и с названием ясского города Мециссы, взятого монголами в 1240 г., учитывая, что эти имена могли передаваться не­точно.
Возникает вопрос, как согласовать вышеприведенные сведения о столице Алании-Осетии с предположением, что политический и культурный центр средневекового аланско-го царства находился в верховьях Кубани, где были обна­ружены городища, сохранились храмы. Надо полагать, что в Алании были и другие центры.
Существование единой могущественной Алании относит­ся к X—XI вв. По-видимому, именно в этот период столи­ца Алании находилась на Кубани. С распадом Аланско-го царства на отдельные части этот центр в XII в. те­ряет уже свое значение. Можно полагать, что к этому вре­мени в горные районы Западной Алании уже проникли тюркские племена, и политические центры Алании пере­местились на восток. Нет данных, которые могли бы показать те перемены, которые произошли в Алании в тот период.
Надо полагать, что после взятия Дедякова аланы бы­ли окончательно покорены монголами. Есть прямые сви­детельства о том, что аланы-асы находились в зависимос­ти от монголов. Так, Ибн-фадлаллах Эломари (1348 г,) сообщает, что у Золотоординского хана Узбекхана «рати черкесов, русских и ясов, которые обходятся с ними, как подданные его, хотя у них есть свои цари».
Впрочем, надо полагать, что аланы, жившие в отдаленных ущельях, и теперь продолжали отстаивать свою независимость.
Как известно, господство монголов сводилось к взима­нию дани с покоренных народов и вовлечению их в свои военные предприятия. По словам Плано Карпини, монголы брали с покоренных народов дань в размере одной деся­той имущества и людей.
Для целей обложения ханы периодически производили переписи населения. Такая перепись впервые была произ­ведена по всей монгольской империи при великом хане Угедее в 1236 г. Переписи были произведены и в 1257 г., при Золотоординском хане Берке и потом, в 70 г., при ха­не Менгу-Темире. Дань монголы собирали через специаль­ных агентов-баскаков.
Мы не имеем никаких сведений о том, в какой мере монголам удавалось обеспечить поступление дани со сто­роны алан. Можно думать, что аланы-горцы отбывали дань не без сопротивления.
Уже первое нашествие монголов должно было дать толчок к уходу алан с плоскости в горы. Как видно из со­общения Рубрука, аланы спускались с гор грабить татар­ские стада.
Движение в горы усиливалось в течение XIII в. в ре­зультате последовавших в дальнейшем монгольских на­шествий и, в особенности, после взятия Дедякова.
В XIV в. на плоскости алан оставалось не так уж много.
Окончательный уход алан в горы происходит в резуль­тате нашествия Тамерлана. Поход против Тохтамыша И395 г. Тамерлан совершает по Северному Кавказу, гро­мя и разоряя все на своем пути. Тохтамыш разбит им на Тереке, т. е. на территории Алании.
После победы над Тохтамышем Тамерлан держит об­ратный путь опять через Аланию и довершает ее разгром. По словам персидского историка Шереф-Ад-дин-Йездина, Тимур после победы над Тахтамышем, на обратном пути, разгромил черкесов, разорил их страну, а потом пошел про­тив Буриберди Буракана, правителя народа ас, разоряя и их страну, взял крепости Кулы и Таус, а потом крепость Пулада.
В грузинских летописях мы читаем о походе Тамерлана в Осетию:

«В 1400 г. Тамерлан двинулся в Мтиулетию, опусто­шил Арагвское ущелье и вступил в Дарьяльские тесни­ны, где войска его понесли большой урон от летучих от­рядов горцев. Тамерлан вынужден был вернуться в Барду, откуда он выслал свои отряды для покорения Овсетии. Тамерланово войско, прошедши через врата Дербентские и пройдя земли леков, вступило в Овсетию, опустошило сию страну, полонило население и вернулось обратно к повелителю своему. Покорение Овсетии Тамерлан предпринял только потому, что царь Грузии подкреплял себя войска­ми из страны Овсов».
Хотя это известие грузинской летописи не находит под­тверждения в других источниках, но оно также свидетель­ствует о нашествии Тамерлана на Осетию.
Поход Тамерлана в Осетию, как и в другие страны, сопровождался истреблением населения и опустошением страны.
Надо полагать, что именно нашествие Тамерлана име­ет в виду Иосафат Барбаро, когда он пишет: «Народ сей (т. е. аланы), исповедывавший христианскую веру, был истреблен и выгнан из жилищ своих татарами».
О значении монголо-татарских нашествий для судеб Алании наиболее полные сведения мы находим у Вахушти. «После Чингисхана Батахакан разбил (овсов) и опус­тошил страну их, осетины же ушли внутрь Кавказа. Пос­ле же опустошения Овсетии и вступления их (овсов) внутрь Кавказа стали называться — Овсетия, Черкесия или Кабарда, а находящиеся в горах Кавказа по имени всту­пивших сюда (овсов) Овсетией». В другом месте Вахушти пишет: «Во время же походов Чингизовых хаканов, особенно же Батыя и Орхана, разорились и опустошились города и строения их, царство овсов превратилось в мтаврство, княжество и большая часть их страны превра­тилась в пустыню, какова и ныне Черкезия. И, кроме то­го, после прибытия Тамерлана и взятия Константинополя (турками) стали теснить овсов с той стороны крымские ханы, а с этой (со стороны Грузии) татарские кочевники-магометане, и они (овсы) вступили в Кавказ и покорили племена кавказцев, кои суть двальцы — с тех пор Овсетия стала называтся Черкесия или Кабарда».
Таким образом, под ударами монголо-татарских нашествий аланы-осетины в течение XIII—XIV вв. вынуждены были оставить плоскость Центрального Кавказа и уйти в горы. В связи с этим в этот период усиливается эмиграция из Северной Осетии на юг, за перевал.
Покинутую аланами равнину занимает феодальная Ка­барда, передвинувшаяся сюда с запада, из-за Кубани, и окончательно закрывает выходы осетинам на плоскость.
Мы видели, что кабардинским феодалам, державшим все выходы на плоскость в своих руках, удается поставить в зависимость от себя значительную часть осетин. Период XV—XVII вв. характеризуется непрерывной борьбой осе­тинских масс с кабардинскими феодалами за независимость и за право пользования плоскостью.
Как мы уже указывали выше, в тот же период ушли с равнины в горы карачаевцы и балкарцы, — вероятно, под давлением той же феодальной Кабарды. Изложить ход событий этого ухода в горы как карачаевцев и балкарцев, так и алан-осетин, в его конкретной и хронологической пос­ледовательности мы не можем за отсутствием сведений ис­точников и вынужены ограничиться лишь констатированием самого факта ухода. В результате этого факта на территории исторической Алании образовались новые общества современной Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачая.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 9805 | Автор: admin | Дата: 9 февраля 2008 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!