Комментарии к историческим сведениям об аланах-осах » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Комментарии к историческим сведениям об аланах-осах » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Февраль 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Комментарии к историческим сведениям об аланах-осах

Раздел: Исторические сведения об аланах-осах, Избранные работы. З.И.Ванеев  

 
 

1. В приведенных фрагментах Гекатея мы встречаем сло­во дон или дан в словах дандари» (название народа), исседоны» (название народа), «Фермодонт» (название реки). Дон по осетински означает «вода», «река». Название Фер­модонт соответствует обычному названию осетинских рек — Гизельдон, Урсдон, Фиагдон, Ардон и т. д. По словам Н. Я. Марра, дон первоначально означало и коня.
Приведенные слова должны служить указанием на при­сутствие иранского элемента в Причерноморье уже в VI в.

2. Историческая традиция, как античная, так и новая, отождествляет савроматов и сарматов. Отличительная чер­та быта савроматов — роль женщины у известных в исто­рии сарматских племен (языгов, роксолан, алан) не наблю­дается! На этом основании можно сделать возражение про­тив отождествления савроматов и сарматов, что и встреча­ется в новейшее время в литературе. Однако, предания о боевых женщинах или еммечь до недавних времен встреча­лись у черкесских племен на Северном Кавказе. О боевых женщинах у черкесов сообщает путешественник XVII в. Ламберт (См. В. Миллер. Осетинские этюды. Ч III.. 190). Так как в этих местах (в Кабарде) некогда жили осетины, то можно предполагать, что боевые женщины были и у кав­казских сарматов. Осетинский фольклор — нартовский эпос знает боевых женщин.
Можно думать, что савроматы были одно из сарматских племен, в быту которых женщины играли боевую роль. Так, именно, говорит Плиний (VI, 5, I).
Сказание об амазонках — излюбленная, часто повторя­ющаяся тема у античных писателей. Здесь мы привели это сказание в его первоначальной, подробной форме, данной Геродотом.

3. Известие Диодора о перечислении к Танаиду саврома­тов из Мидии указывает на иранские связи сарматов.

4. В сообщении Плиния также указываются иранские (индийские) связи сарматов. В приведенных сведениях Плиния важно отметить также значение для кавказских племен Диоскурии (находился близ Сухуми), как торгового пункта.

5. Сарматы-языги в I в. нашей эры жили в среднем те­чении Дуная в составе римской провинции Паннонии.
Еще ранее они жили восточнее, между Дунаем и Бугом.
Роксоланы жили между Бугом и Доном.
По мнению В. Миллера, слово роксоланы означает «светлые (осет. рухс — светлый) аланы». (См. В. Миллер. Осетинские этюды. Ч. III. С. 86).

7. Сходство в одежде у сарматов и иранских парфян в сообщении Тацита может служить указанием на иранские связи сарматов.

8. По всем сведениям, сообщаемым источниками, сарматы — кочевой, конный народ. Главное занятие их — ското­водство.
Однако, отдельные сарматские племена отчасти занима­лись и земледелием.

9. Сходство сарматов по внешнему виду и оружию с пар­фянами, отмечаемое Помпонием Мела, также может слу­жить подтверждением этнической близости сарматов и иран­ских племен.

10. Слово «зирин», вероятно, соответствует слову «за­рин» — золото на осетинском и авестийском языках. Следо­вательно, это слово подтверждает иранские связи сармат­ского языка.

11. Боевой крик сарматов «марга» свидетельствует о близости осетинского и, вообще, иранских языков с сармат­ским. В. Миллер сближает слово «марга» с авестийским «markha» — смерть, новоперсидским «marg» — смерть, осе­тинским «marg». (См. Осетинские этюды. Ч. III. С. 80). У осетин до настоящего времени сохранился боевой крик, «марга», представляющий деепричастную форму глагола «марын» — убивать и означающую «убивай». Сближение осе­тинского «марга» с сарматским «marha» напрашивается само собой.

12. Сарматы, о которых здесь говорил Тацит, очевидно, жили на Северном Кавказе, в соседстве с Иберией (восточ­ной Грузией). Имея в виду, что название алан у Тацита нигде не встречается, под этими сарматами следует подра­зумевать алан.
Проход, по которому прошли на юг сарматы, союзники фарсмана, Тацит называет Каспийским. Однако под послед­ним названием здесь подразумевается Дарьяльский проход.
Другие сарматы, взявшиеся помогать парфянам, шли на помощь через Дербентский проход, как это видно из даль­нейшего изложения у Тацита.
Весьма существенным для характеристики социально-по­литического строя сарматов является сообщение Тацита, что сарматы возглавлялись отдельными скептухами.
Сарматы на Северном Кавказе жили в родово-племенном быту и возглавлялись отдельными племенными вождя­ми, не представляя одного политического целого.
Тацит отмечает одну, характерную для алан на всем протяжении их истории, черту — это наемная военная служ­ба их у других государств. Сарматы у Тацита одновремен­но оказывают помощь обоим воюющим противникам за вознаграждение. Следовательно, война для них была професси­ей и источником существования.

13. Из сообщения Страбона видно, что в начале нашей эры население Северного Кавказа в горах занималось охотой и скотоводством. На равнинах занимались и земледе­лием.

14. Некоторые римские историки, как Дион Кассий, Аммиан Марцеллин, отождествляли алан и массагетов.
По Геродоту, савроматы (которые отождествляются с сарматами) жили у Дона, а массагеты — за Каспийским морем.
Если считать правильным отождествление алан и мас­сагетов, то следовало бы признать связь алан-овсов с массагетами, а не с савроматами, обитавшими в ту же эпоху Геродота на Дону. Но, к сожалению, нет достоверных дан­ных по возникающим здесь вопросам, касающимся как савроматов, так и массагетов.
В частности, например, нет данных для определения времени передвижения массагетов на запад, так же, как нет данных о времени проникновения алано-иранского эле­мента на Северный Кавказ.
Здесь приходится ограничиться принятием гипотезы, что во времена Геродота (V в. до н. э.) на Дону к востоку от него на широком пространстве, охватывающем и равнины к востоку от Каспийского моря, кочевали иранизированные племена, в том числе массагеты.
Отметим, что окончание слова массагеты напоминает нам об окончании множественного числа в осетинском язы­ке «ty».

15. Иосиф Флавий говорит о нашествии алан на Арме­нию и Мидию в 72 г. Парфянский царь Вилогез просил по­мощи у императора Веспасиана против алан. Веспасиан отклонил просьбу Вологеза.
Русский переводчик XII в. передает начало приведен­ного известия Иосифа Флавия об аланах так: «Язык же яський ведом есть, яко от печенежского рода родися, живуща подле Тани и Меотского озера». Отождествление алан и ясов русским переводчиком служит одним из доказа­тельств тождества алан и осетин.

16. В сообщении Светония речь идет о нашествии алан на Армению и Мидию в 72 г., о котором сообщает и Иосиф Флавий.
Домициан, очевидно, домогался назначения его предводителем несостоявшейся экспедиции против алан. (См. пре­дыдущее примечание).

17. Речь идет о нашествии алан на Армению и Мидию в 133 г.
Свой поход Ариан описал в сочинении «Аланская ис­тория», которое не сохранилось. Сохранился из него лишь отрывок под заглавием «Диспозиция против алан».

18. Приведенный отрывок свидетельствует о сходстве алан и скифов по языку и одежде. Впрочем, быть может, Лукиан здесь просто употребляет старый термин скиф, тогда как к его времени (II в. н. эры) из территории боль­шей части древней Скифии скифы уже давно были оттес­нены сарматами или частью смешались с последними и само название Скифия сменилось названием Сарматия.
Поэтому для нас правильнее было бы принять здесь название сармат, вместо названия скиф, так как ала­ны могли иметь один язык и одинаковую одежду ближай­шим образом именно с сарматами, к этнической группе которых они принадлежали.

19. Сообщение Аммиана Марцеллина об аланах дает нам более полную характеристику быта алан. В сообщении Аммиана наиболее характерными чертами быта алан являются — кочевая жизнь, занятие скотоводством, отсутствие рабства.
Из слов Аммиана, что аланы дали свое имя покоренным народам, некоторые авторы делали вывод, что название аланы не этническое, а географическое, объединяющее разные племена.
Однако, из того факта, что аланы покорили и объедини­ли под своим именем разные племена, не следует делать заключения, что они, как отдельное племя, не существова­ли.
Напротив, сообщение Марцеллина предполагает сущест­вование народа-победителя, который под своим именем объединил другие племена.
Сам Аммиан Марцеллин, описывая внешний вид алан, тем самым отмечает их этническую индивидуальность.
Аланы первые в Европе вынесли удар гуннского напа­дения.
Вовлеченные гуннским нашествием в поток великого пе­реселения народов, аланы, рядом с германскими племена­ми, принимают участие в событиях того времени в Западной Европе, подобно этим, осев на территории Римской империи, быстро ассимилируются и сходят с исторической сцены.
Одна часть алан соединила свою судьбу с вандалами, вместе с ними заняла и разделила между собою в 411 г. Пиренейский полуостров. (Аланам досталась Лузитания и Картагена). Но вслед за ними (в 416 г.) последовали вест­готы. В 418 г. они нанесли поражение аланам при Тартесе. Потеряв здесь своего царя Аддака, остатки алан объедини­лись с вандалами под властью одного короля (последний принял титул rex vandalorum at Alanorum). С вандалами они перешли в Северную Африку и образовали здесь вандало-аланское королевство, которое было покорено Юсти­нианом I (VI в.).
Другая часть алан осталась в Галлии. В 412 г. одна аланская орда под предводительством Гоара находилась в среднем течении Рейна. В 435 — 36 гг. аланы помогают Аэцию в борьбе с вестготами, после чего им, во главе с их вождем Самвидой, были предоставлены места для поселения в Галлии. Около того же времени область Арморика (меж­ду Луарой и Сеной) Аэцием была предоставлена аланам, во главе с их царем Эохаром, на разграбление — в наказа­ние за измену римлянам...
Здесь, в среднем течении Луары, обосновались аланы, которые, во главе с их царем Сангибаном, приняли участие в Каталуанской битве (451 г.) на стороне римлян.
Участие алан в этой битве на стороне римлян было вы­нужденным. Город Орлеан (Аврелиана) находился во вла­дении Сангибана, который думал сдать его Аттиле, но Аэций и вестготы предупредили это намерение Сангибана и принудили его сражаться на своей стороне (в целях пре­дупреждения измены аланы были поставлены между рим­лянами и вестготами).
К 461 и 464 гг. относятся два похода алан в Италию. Последний поход окончился неудачей: они были разбиты Рицимером при Пергаме. В этой битве пал их царь Беоргор.
По возвращении из похода аланы были покорены франк­ским королем Хильдериком. От последующего времени об аланах в Галлии нет больше никаких сведений.
Часть алан осталась в пределах Гуннской державы. В Каталаунской битве эти аланы принимали участие на сто­роне гуннов.
После смерти Аттилы аланы приняли участие в борьбе народов, подчиненных Аттиле, за свободу.
В период разрушения Гуннской державы одна аланская орда появилась в дунайских областях. Осевшие здесь аланы жили под управлением своего царя Кандака (от этих алан происходил историк Иордан). (Подробнее об аланах в Западной Европе см. Ю. Кулаковский. Аланы по сведе­ниям классических и византийских писателей. К. 1899).
Как видим, аланы в эпоху великого переселения наро­дов на историческую сцену вступают отдельными ордами или племенами.

20. Известие М. Хоренского о нашествии алан в союзе с грузинами находит подтверждение и в грузинской лето­писи, при чем здесь союзники грузин называются овсами (осетинами). Сопоставление двух известий — армянского и грузинского дает одно из доказательств тождества алан и осетин.

21. Иранский характер слова Ardabda не вызывает сом­нения.
Мюлленгоф и В. Миллер считают необходимой переста­новку частей этого сложного слова и читают его Abdarda.
Первая часть этого слова arda сближается с haptae, санскрит — sapta, латин. — septam, славянск — седьм, но ближе всего стоит к осетинскому avd.
Другая часть слова ard, несомненно, также имеет иран­ское происхождение. Мюлленгоф слово ard сближает с древнеперсид. латинским arduus — высокий и, в соответст­вии с этим, дает слову Ardabda такой смысл: город, воз­вышенный семью (богами). В. Миллер сопоставляет arda с авест. areda — сторона, санскрит — ardha, осет. — ard — ad — половина с позднейшим суффиксом aд и предпола­гает, что слово Ardabda могло означать — семисторонний.
Оба приведенные толкования слово Ardabda нельзя признать удовлетворительными.
Надо полагать, что осетинское слово ard, ныне означа­ющее клятву, присягу, в древности имело религиозный смысл, именно, означало какое-нибудь божество, напр., божество огня или домашнего очага (некоторые произво­дят, слово ard от слова art — разведенный огонь). До сих пор у осетин в употреблении выражения: «Ма аrды стaн» («Клянусь своим ardom») или «Хуыцауы ард да басудзaт». («Да сожжет тебя божий ard»), причем в этих выражениях выступает в смысле какого-то божества.

22. Овские вожди носят осетинские имена: Базук (Базыг) —плечевая часть руки до локтя, Амбазук (Амбазыг) — равноплечие. Как мы видели, об описываемой здесь войне говорит и армянская история М. Хоренского, в которой союзники грузин называются аланами. (См. выше приме­чание).

23. Ферох по-осетински значит — забыл.

24. В грузинских летописях Ос-багатар упоминается неоднократно. Приведенный рассказ о Вахтанге Горгасале и его походе в Осетию, несомненно, заключает в себе много легендарного.

25. Под суннитами одни подразумевают сванетов, а другие — племя сюнитов в Армении, к северу от Аракса.

26. В середине VI в. происходила война между Визан­тией и Ираном.
Аланы принимали участие в этой войне, как наемные войска, — сперва на стороне римлян, а потом на стороне персов.
Очевидно, военная служба для алан была ремеслом, и они продавали свои услуги той или другой из воюющих сторон с наибольшей выгодой для себя.

27. Из приведенного у Менандра рассказа о путешествии Зимарха видно, что в 558 г, аланы были независимым на­родом во главе со своим вождем Саросием или Сародием.

28. Упоминаемый здесь Сарой, надо думать, тождест­ве с Саросием (Сародием), о котором говорит Менандр.

29. В VI веке в Средней Азии утвердились турки.
Один из турецких вождей — Турксанф победоносно про­шел через нижнюю Волгу к Черноморью и овладел Боспором. Из приведенной речи Турксанфа видно, что в числе других покоренных им племен были и аланы. Покорена была, вероятно, часть алан, обитавшая близ Черного моря.
Речь Турксанфа была обращена к византийскому послу Валентину, отправленному императором к великому ту­рецкому властителю Дзибулу и на пути посетившему Турксанфа в его ставке где-то в приазовских степях.

30. Сведения армянской географии о народах Северного Кавказа, в том числе об аланах, являются особенно цен­ными в том отношении, что они опровергают мнение, сог­ласно которому под аланами нужно подразумевать не толь­ко осетин, но и других горцев Северного Кавказа.
Армянская география дает подробный перечень племен Северного Кавказа, даже самых мелких, и рядом с ними называет алан. Более того, название алан в географии не объединяет даже всего осетинского племени, так как за­падная часть осетин — дигорцы — в географии обозначены под своим собственным названием — дигор (или аштигоры). Термин аштигоры объединяет вместе с дигорцами и ас, т. е. живших к западу от Дигории в нынешней Балкарии, — осетин.
Название «Ас» до сих пор у дигорцев удержалось за Балкарией и «ассон» — за балкарцами, но до прихода бал­карцев здесь обитали осетины, как об этом свидетельствуют многочисленные осетинские топонимические названия на территории Балкарии.
Таким образом, по армянской географии название алан приурочено лишь к восточной ветви осетин — иронам, и, следовательно, не является собирательным для многих пле­мен Северного Кавказа. Страна, где жили аланы, в гео­графии называется Ардоз. Слово это В. Миллер сближает с осетинским словом рдуз — поляна среди леса.
Таким рдуз'ом можно было считать нынешнюю северо-осетинскую равнину. (См.: Осетинские этюды. Ч. III. С. 107).

31. Эпизод о пребывании Льва Исаврианина в Алании указывает, что аланы в то время жили в соседстве с Абха­зией, т. е. западная граница их территории достигала р. Кубани. Аланы в то время, очевидно, были независимы от хазар.

32. Из слов Константина Порфирородного следует, что в X в. Алания представляла значительный фактор в между­народной жизни того времени на Северном Кавказе. Аланский властодержец мог преграждать хазарам пути при их нападении на черноморские города и Крым и прекратить доступ продовольствия в Хазарию.
Эта возможность для алан залагать пути хазар к Чер­номорью указывает на то, что территория Алании прости­ралась далеко на запад от нынешней Осетии.

33. Сравнение формул обращения византийского императора к разным владетелям показывает, что аланский властодержец признается независимым главой своей страны наравне с «архонтом архонтов» Великой Армении и каганом Хазарским, в то время, как другие владетели в Закав­казье получают от императора повеление или указ.

34. Сообщение византийских историков о передаче вдо­вой Георгия Альдой аланской крепости Анакуф императо­ру Роману Агрире подтверждается и грузинской летописью, причем вдова грузинского царя называется дочерью овского царя. Сопоставление этих двух известий также служит одним из доказательств тождества алан и осетин.

35. Масуди территорию Алании помещает между цар­ством Серир (Аварией) и Кешак, т. е. кабардинцами. Последние в это время обитали к западу от нынешней Кабарды, за Кубанью. Следовательно, по Масуди, территория Алании простиралась от Кубани до северного Дагестана, включая территории современных Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии.
Названия Ма-ас и Керкендадж с трудом поддаются объ­яснению из осетинского языка. Поэтому В. Миллер сомне­вался в том, что они относились к осетинам (См.: Осетин­ские этюды. Ч. III. С. 46). В названии Ма-ас окончание «ас» напоминает название западной части алан-осетин— «ас», жившей к западу от дигорцев в нынешней Балкарии, за которой до сих пор у дигорцев сохранилось это название (Асси — Балкария, ассон — балкарец).

36. По Ибн-Русте с востока аланы граничат с царством Серир, т. е. Аварией (сам Ибн-Русте сообщает, что царь Серира назывался Авар). Расстояние между царством Сер­ир и Аланией равно трем дням пути. Это расстояние про­ходило по территории Чечни.
Сообщаемый Ибн-Русте титул аланского царя «багаир» соответствует титулу осских царей «багатар». или в осетин­ском произношении багъатыр, согласно грузинским летописям.
Слово багатар, как и русское слово богатырь — татар­ского происхождения. По Ибн-Русте, этот титул принад­лежит аланскому царю, а по грузинским летописям — овскому царю. Следовательно, здесь мы имеем одно доказа­тельство тождества алан и осетин.
О племенном составе алан, в частности о племени Дахсас, мы не имеем никаких сведений в других источниках.
Любопытно, что слово дахсас имеет окончание ас, т. е. название западной части осетин, жившей когда-то в ны­нешней Балкарии. Возможно предположение, что эта за­падная часть в отдаленном прошлом составляла большую и господствующую часть алан и потому дала название все­му народу (асы, ясы, осы).

37. Письмо неизвестного хазарского еврея от X в. под­тверждает сведения других источников о том, что Алания в X в. была сравнительно могущественной политической единицей на Северном Кавказе. Византийская политика су­мела использовать эту политическую силу в своих видах, подстрекнув аланского царя к войне против хазар. В этой войне аланы были побеждены, но так как сама хазарская держава в то время шла к упадку и в начале XI в. оконча­тельно прекратила свое существование, то аланы сохранили свою независимость, что можно видеть из данных дру­гих источников, напр., грузинских летописей.
Рядом с царем аланским в письме упоминается царь Ассии, что может служить аргументом против отождествле­ния алан и ас'ов (осов). Однако, политико-географические сведения автора письма не отличаются точностью. Напри­мер, в письме одновременно упоминается царь греческий и не существовавший в X в. царь македонский. Неясно так­же, кто подразумевается под названием Паймило. Поэтому остается открытым вопрос о том, кто подразумевается под Ассией.

38. О надписи на Зеленчукском памятнике см. в преди­словии.

39. Следуя ходу повествования летописи о походах Свя­тослава в 965 г. и Ярополка в 1116 г., следует прийти к .заключению, что столкновения между русскими князьями произошли недалеко от реки Дона.
Это служит указанием на тот, подтверждаемый и дру­гими источникими факт, что в средние века на Дону еще сохранились остатки алан-ясов.

40. Сведения грузинских летописей о существовании независимого и сравнительно сильного овского царства совпадают с такими же сведениями византийских, арабских и др. источников об аланском царстве.
И те и другие источники существования этого царства относят к X—XI вв.
Однако Осетия не представляла государства в истин­ном смысле слова. Надо думать, что здесь мы имеем строй военной демократии. Овский царь был прежде всего и глав­ным образом военным вождем.
Дургулель совершил свое путешествие из Осетии в Карталинию через Абхазию. Такой маршрут дает указание на тот, подтверждаемый другими данными факт, что в то время территория Осетии соприкасалась с Абхазией, т. е. она простиралась до р. Кубани.

41. Овский царь Худдан, отец Бурдуханы, матери цари­цы Тамары, надо полагать, жил в первой половине XII в. Таким образом, он мог быть современником Афона, овского царя из династии Багратидов. Принимая во внимание, что Худдан не значится в ряду овских царей из династии Баг­ратидов (Давид — Афон — Джадарон — Давид-Сослан), можно прийти к заключению, что в летописи термин царь употребляется не в смысле монарха, а крупного владетеля, и что в Осетии в XII в. таких владетелей было несколько.

42. В рассказе Ибн-ель-асира, во время первого похода мопголо-татар на Северный Кавказ выступают следующие племена — лезгины, аланы и черкесы. Важно отметить, что аланы здесь противопоставляются татарам и половцам. Это противоречит взгляду, что под аланами можно подразуме­вать тюркские племена Северного Кавказа — балкарцы и карачаевцы. Последние поселились в нынешних Карачае и Балкарии позже, ранее до них жили здесь осетины.

43. Венгерский монах, доминиканец Юлиан около 1235г. предпринял путешествие с 3-мя спутниками на Волгу в поисках родины, о которой хранили память его соплемен­ники. Из Матрики (Тьмутаракань) он прибыл в Аланию. Путешествие длилось 13 дней по незаселенным степям. Он прожил среди алан 6 месяцев. Из сообщаемых им сведений об аланах следует отметить: раздробленность их общест­венного строя, наличие князей, рабства, земледелия, хри­стианства, взаимная борьба среди алан.

44. Епископ Федор, сам, вероятно, алан, около 1240 г. отправился в Аланию из Никеи. Он совершил путешествие через Херсон и Боспор. Близ Херсона жили аланы, среди которых Федор стал наставлять истины христианской веры.
Местный епископ усмотрел в этом нарушение своего права и привлек его к суду. Федор перенес оскорбление и заключение. Потом ему удалось бежать из Херсона. В дороге он намерен был остановиться в Боспоре (Керчь), но начальник города не разрешил ему сойти на берег.
Высадившись, вероятно, где-то на Кавказском побере­жье, Федор после 60-дневного путешествия, прибыл в Ала­нию.
До его приезда в Алании появился самозванец, купец из Лазики, который объявил себя епископом, разъезжал по стране и за деньги рукополагал священников.
Федор оказался в затруднительном положении перед вопросом, как быть с этим священником. В конце концов он вновь посвятил в сан тех, которых считал достойными этого.
В пространном послании епископа Федора к патриарху мы не находим никаких сведений ни о стране, которую он посетил, ни о быте ее населения. Из послания мы видим, что аланы в его время жили не только на Северном Кавказе, но и в разных местах Черноморья.

45. Плано Карпини совершил путешествие в Золотую Орду в 1246 году.
Важно отметить, что он отождествляет алан и ас, а также тот факт, что в то время не все аланы были покорены мон­голами.

46. Монарх Рубрук — посол французского короля в; 1253 году совершил путешествие в Золотую Орду и Мон­голию, а в следующем 1254 году отправился с Волги через Дербент в Малую Азию. Рубрук также отождествляет алан и ас.
В то время аланы, жившие в горах, не были покорены окончательно монголами. Важно отметить сообщение Рубрука, что аланы — мастера изготовлять панцыри.

47. Аланы в X веке приняли христианство. Была обра­зована особая Аланская епархия — сперва архиепископия, а потом митрополия, подчиненная Константинопольскому патриарху.
Впоследствии Аланская митрополия была соединена с Сотириу — польской (Авазгийской). Но в XIV столетии был назначен особый епископ на Сотириупольскую кафедру, что вызвало протест Аланского митрополита на Константино­польском патриаршем синоде в 1347 году. Представив офи­циальные документы, уже давно состоявшегося постанов­ления о соединении двух епархий, митрополит оправдывал это мероприятие тем, что Аланская митрополия своей ка­федры не имеет, так как аланы ведут пастушеский образ жизни.
Из приведенного известия мы имеем основание сделать важный вывод, что в то время в экономике алан господст­вующее значение имело скотоводство.

48. Приведенное известие летописи дает некоторые ука­зания на местонахождение Дедякова. Севенца — тюрко-персидское название реки Сунжи; Железные ворота — Дарьяльский проход. На основании этих данных Клапрот и В.Миллер предполагают, город Орджоникидзе (См: В.Мил­лер. Осетинские этюды. Ч. III. С. 69—70).
Бутков помещает Дедяков у Куртатинского ущелья, на берегу реки Фиагдон, в урочище Гускадине, в 20 верстах выше впадения названной реки в Терек. По его словам, город назывался Хунхудаг. (П. Бутков. О браке русских князей с грузинками и ясынями в XII в. Северный архив. 1825. 13).
Впрочем, Бутков допускает, что за Дедяков можно приз­нать и Татартуб, находящийся в 20 верстах ниже Хунхудэг. (См. рукопись Буткова «Опыт древней истории осетин», хранящуюся в рукописном отделении АН СССР, №7, л. 246).
Приведенные разноречивые сведения не дают достаточ­ного материала для точного определения местонахождения Дедякона.
Окончание самого названия на «ков», по-видимому, соответстует окончанию названий многих осетинских сел на «кау», что значит село. Из этого следует сделать заключе­ние, что Дедяков был, собственно, не городом в настоящем смысле слова, а селом, конечно, укрепленным.

49. Пареджана летопись называет уже не царем, а мтаваром. Летопись считает овсских мтаваров вассалами гру­зинских царей.

50. Ос-багатар, которого летопись называет мтаваром, вероятно, был военным вождем Восточной Осетии. По осе­тинскому преданию резиденция его находилась в Нузале, Алагирском ущелье.

51. Иосиф Барбаро совершил путешествие в Тану в 1435г. Из рассказа его о кладе аланского царя следует сделать вывод, что в эпоху нашествия монголо-татар на Дону еще жили аланы. Владетелем этих придонских алан и был Индиабу.
Это видно из того, что раскопанный курган находился близ р. Бона, в 60 милях от Таны. Что на Дону в средние века еще жили аланы, об этом свидетельствует инвентарь из Салтовского могильника, показывающий культуру, тож­дественную с культурой северо-осетинских могильников.
Известно также, что в XIV в. аланский епископ Симеон имел своею резиденциею гор. Тана. (См. Ю. Кулаковский. Христианство у алан; см.: Византийский временник. Т. V. В. 1—2, 1898г. С." 16).
Сообщение Барбаро о том, что аланы на своем языке называют себя ас, должно быть отнесено лишь к самой западной части алан, обитавшей в нынешней Балкарии до прихода сюда нынешних балкарцев. Название Аси до сих пор сохранилось у дигорцев за Балкарией и название ас-сон — за балкарцами.

52. Неизвестно, о каком аланском городе, лежащем на берегу моря, идет речь у Абульфеды. Аланы в средние века жили не только в центральной части Кавказа, но и в других местах.
Упомянутый город, по-видимому, находился за предела­ми этой, собственно, Алании.
Абульфеда различает алан и осов, хотя считает их од­ного (тюркского) происхождения и одной (христианской) веры. Таким образом, свидетельство Абульфеды как бы опровергает взгляд о тождестве алан и осетин.
Однако, на самом деле, под асами следует подразумевать лишь западных алан — асов, живших в нынешней Балкарии до прихода балкарцев.
Имея в виду, что до сих пор название алан удержалось за карачаевцами (у менгрельцев), а название ас — за балкарцами (у дигорцев), возможно было бы предположение, что Абульфеда под аланами и асами подразумевает эти тюркские племена, и что, следовательно, эти последние уже в то время (XIII—XIV вв.) осели в нынешней Балкарии и Карачае. Но, с другой стороны, этому противоречит све­дение Абульфеды о том, что аланы и асы исповедывали христианскую веру. В виду всего этого, правильнее предположить, что Абульфеда имел смутное представление об этническом составе племен Северного Кавказа и дает све­дения, в точности которых нельзя быть уверенным.

53. Джека — сын Ногая, основавшего в XIII ст. обшир­ный улус (царство) на северном берегу Черного моря (от Дуная До Урала). После смерти Ногая произошла борьба между его сыновьями — Джекой и Текой.
Приведенный текст говорит о заговоре, который соста­вили против Джеки наместник Ногая — Тунгуз и зять Но­гая — Таз. Под страной асов, куда бежал Джека, следует подразумевать Осетию, быть может, нынешнюю Балкарию, где раньше жили осетины.

54. Сведения истории монголов (Юань-ши) относятся к аланам, покорившимся монголам и состоявшим у них на военной службе.
Служба их протекала в Китае.
Из истории Юань-ши здесь приведены лишь те сведения, которые могут быть отнесены к асам, покорившимся мон­голам на их родине — Северном Кавказе.
Кроме христианских имен (известно, что аланы-ясы в то время были христианами), у асов, о которых говорится в истории Юань-ши, встречаются и самобытные осетинские имена, напр., Чели, Матарша, что должно служить дока­зательством тождества асов и осетин.
Вожди асов в истории Юань-ши называются ханами, владеющими народом. Это указывает на наличие некото­рого классового расслоения у асов.
Нужно предполагать, что общественный строй этих асов испытал влияние монголов в смысле усиления классового расслоения.

55. Вахушти отмечает весьма важный факт, что в резуль­тате монголо-татарских нашествий осы окончательно ушли в горы, а занимаемая ими до того плоскость была занята феодальной Кабардой.

56. Посольство московского государственного деятеля Татищева Михаила Игнатьевича вместе с дьяком Андреем Ивановым было отправлено в 1604 году в Кахетию и в Карталинию для переговоров по политическим вопросам.
Путешествие посольство совершило через Терек сперва в Кахетию, а потом в Карталинию, и в 1605 году вернулось в Москву.
Под осинцами, упоминаемыми в постатейном списке Та­тищева, следует подразумевать осетин.
Как видно из приводимого текста, еще до путешествия Татищева осетины (частью) находились в зависимости от кабардинского владетеля Айтек-Мурзы Черкасского.

57. Посольство стольника Никифора Толчанова и дьяка Алексея Иевлева было отправлено московским правитель­ством в Грузию для завершения переговоров с кахетинским царем Теймуразом. Посольство отправилось из Москвы 9 июня 1650 г. Оно следовало водным путем по Волге до Аст­рахани. Отсюда через Терский город и далее по долине Черека и перевал Гезевцик спустились в долину Риона и 22 июня 1651 года прибыли в Кутаиси, где в это время нахо­дился царь Теймураз. (Он был изгнан из своих владений шахом персидским Аббасом). Приведенные из статейного списка посольства сведения свидетельстуют о том, что в то время дигорцы — западные осетины — находились в зави­симости от кабардинских владетелей, отбывая им повин­ности.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 5944 | Автор: admin | Дата: 9 февраля 2008 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!