|
Всякая тварь утешилась, получила отраду. В этом превратном мире никому не приходится рассчитывать на свое счастье, на исполнение своего желания. Счастье непостоянно, вероломно, неизлечимо: Сегодня оно на твоей стороне, завтра хвалы приносит другому,
Сегодня с тобою пирует, держит в руке тимпань, Играет на нем и поет, — с сердца сходят печали и болезни, Сегодня без лекарства исцеляет тебя от недугов, жизнь твоя начинает цвести, Завтра бросает тебя в горячку, у тебя начинает болеть сердце.
Подобно ободу колеса кружится наша жизнь: То один обод идет вниз, то другой подымается вверх. Рок управляет жизнью; мы существа, зависимые от него; Силою никто ничего не поделает с ним, так как он своеобразен;
Пред ним равны цари и вельможи; Он не различает друг от друга ни богатого, ни бедного; Он не пожалеет тебя, не заведет речь с тобой, и ты не подкупишь его. Для него все равны, и кого хочет, того и уничтожает.
По определению судьбы в смертном списке очередь дошла и до Алгуза: Изменница-судьба даже не осведомилась о том, царствует ли Алгуз, Славнее ли он всех других или превыше царей, Следует ли изменить ему, извести его с этого света, столкнуть с дороги счастья.
По просьбе горожан царица пригласила к себе царя, И потому Алгуз стал готовиться идти для обозрения царства, Готовился этот сильный великий царь видеть своих подданных и Хотел узнать, каким правосудием управляется его государство.
После этого прошло семь лет, и захотел он выступить и Посетить царство. Он издал повеление: «Подданные мои высокопоставленные! Желаю идти для обозрения городов: Сопровождайте меня с храброю конницей». Рано издал он это повеление.
Все визири, вельможи именитые Собрались пред царем, также пришли их Всадники, великие храбрецы и представительные, Избранные из числа прекрасных, великие герои и витязи.
С ними и выступил Алгуз прославленный; Время года было начало весны, прелести которой Украшают природу, мир делают приятным, Обонянию дают ощущать запах, сердцу любовь.
Когда он приблизился к Амосару, вышли навстречу ему высокопоставленные лица. Также царица амосарского города с большими подарками, Великий князь Куртагон, заслуженный брат царя, И миланкарская царица Джанкала;
Только князь Горанды, называемый Гамрекели, Не явился к царю и не захотел оказать ему почестей. Он как будто себя ставил выше царя, что-то он злостное замышлял. Царь сам послал к нему приветствие, и тогда явился он.
И сказал возвышенным голосом: «Привет тебе, Алгуз, От князя Горанды, который готов принять вас с распростертыми руками, Которого меч всегда висит над главами врагов вашего царства, Потому-то он и возвышен в столице царства вашего!»
Такое обращение Гамрекели обратило на себя внимание прославленного: Он стал сомневаться в верности Гамрекели; Однако теперь не разгневался царь долготерпивый, Но потом спросил цариц о поведении его.
Они рассказали ему: «Гамрекели — князь хваленый, Но чересчур горд и враждует с нами, Требуя, чтобы мы исполняли его волю, якобы для нашего же счастья. В противном же случае, — говорит он нам, — сокрушу вас». Это и есть причина нашего горя».
По этой причине Алгуз разгневался на Гамрекели: Он приказал, чтобы тут же повесили возгордившегося. Во время пира опечаленный царь сказал: Осрамленный Гамрекели осмеливается быть гордым предо мною!»
Но он (Гамрекели), змея и сатана, наперед узнал, что Царь приказал поставить виселицу и прикрепить к ней петлю, чтобы На следующий день публично повесить приглашенного Горандского Гамрекели, владетелем назначенного.
В ту же ночь Гамрекели пригласил к себе друзей, людей отчаянных, Одарил их большою суммою денег из казны горандской И сказал им: «В эту ночь убьем спящего Алгуза, царя нашего, угрожающего нам».
Подкупили привратников, напоили их вином, Вином, в котором подмешан был опиум... Великого визиря и князя нонцев Бибора Одели в траурное платье и отправили к царице, чтобы
Известить ее о смерти обращенного в бегство царя, О смерти царя Алгуза. Князь же Бибор незаметно вступил в город И объявил вельможам о случившемся.
Он заставил воздвигнуть памятник, и выкрасить в черный цвет, И сделать на нем надпись: «Царь вознесся на небо». Наверху памятника он нарисовал двух животных, Над ними — спящего в поле льва, нашедшего безопасное место;
Подкравшийся с берега моря крокодил лютый, Уже пожравший его сердце и печень, тут же лежал беззаботно. То же самое и на черных флагах и двух знаменах Нарисовали и также написали следующую притчу на знамени:
«Без боя убили нашего царя и превратили его в ничто: Его же раб пролил невинную кровь царя!» Дали знать об этом Амалат-беку, жившему в столичном городе черкесов, Также сообщили и великому назиру Курупатре и вельможам они; Тайно совещались между собой, не побеспокоили царицу и Ничего не сказали Чархилу, наследнику царя, и покончили.
Чархил, увидев написанное на флагах и знаменах, Ударил себя по голове и возопил: «Умираю, что за надпись? Зачем она там? Что знаменует? Умру и я наверняка, Потеряю скипетр отца, который он держал в деснице?»
Услышав это, царица Эстерь славная Спросила: «Что такое, сынок Чархил?» Она, увидев черные флаги и знамена с надписями на них, завопила, Ей в один голос стало вторить все собрание.
Страх объял Эстерь, у нее дыхание сперло; Увидя Бибора в трауре, вопросила его с дрожащим сердцем: «Как поживает царь, скорей отвечай: ноет мое сердце». Она жалостно рыдала, от сострадания к ней потрясалась земля.
Вдруг с конца города послышался глас рыдания, Великий громовой голос плача и удар медного барабана; Привезли на колеснице труп царя, было великое удивление, Все одеты были в траур и шествовали убитые горем;
Царский трон покрыли черным драгоценным атласом, Вокруг его поставили золотые подсвечники и семисвечник; На трон положили тело Алгуза, убитого предательски; Его обняла несчастная царица, говоря:
«Проснись, господин, зачем ты плаваешь по Черному морю, Дай мне еще раз услышать твой голос, прикажи и, Чего желаешь, принесем тебе; прикажи, не ввергай меня в огонь. Если не вымолвите слова, то и я умру, положу на себя большой камень!
Без вас я не могу жить, душа оставляет меня, О, если бы я умерла раньше вас! Теперь куда мне идти, к кому обратиться с жалобою, Кто приютит нас жалостных, без вас мы попадем в ловушку!
Как расстанусь я с тобою, царь сладчайший, Кого оставляешь покровителем моим, что будет со мною! Столько царств вы приобрели, На что вам было это приобретение, когда сам поблек!»
Это были последние слова ее: она испустила дух; Сердца всех потряслись, увидев ее, прильнувшую к трупу царя, Приложившую блестящее свое лицо к лицу царя и умершую, В тот же день оба — и солнце и луна — скатились с неба.
И великую царицу Эстерь, солнцеподобное светило, Положили в золотой гроб и поставили бок о бок с царским гробом. Их стали оплакивать государи, братья, сын и все народы. По совершении над ними всех похоронных обрядов воздвигли им мавзолей.
Над могилами поставили памятник красивый Из тесаных камней: столб его был прекрасно украшен драгоценностями. Над ним водрузили изображение Алгуза, сделанное из мрамора, Со следующей надписью на нем о достоинствах царя:
«Если спросите, отвечу вам: „Я царь амосарский, Вседержец великих государств, из корня и рода царя Давида, Алгуз. великий государь, самодержец Миланкарии, Повелитель великий Осетии, черкесов, чеченцев, кистин, конского двора.
По роду из великого Августова, владетель гор и равнин: Эльбруса. Кавказа и окружных его стран, Православный христианин и молящийся Вседержцу неба и земли, Долгоплечий, рукою сильный, царствующий при содействии шашки, шишака и щита"».
Без тебя. Боже, начнет волноваться человек и сообщит свое волнение другому; Такой человек не послушается ничьих советов, чем и отягчит свою душу. Он же заупрямится и не будет слушаться своих родителей, Их советов и наставлений, за что и сразит его Дух.
Однако бывший князь, а потом царь прославленный, Алгуз, весьма хвалимый, не исполнил Божьей заповеди: Ослушался отца своего, оставил его и Удалился от него. Так поступил возмутившийся Алгуз.
Поэтому и Правосудный Бог определил: Как он, Алгуз, не обрадовал своих родителей, Так и Бог не дал ему времени радоваться, глядя на свое царство: Сильнее был всех, а теперь ногою его попирают все.
Господь кого любит, того и научает и испытывает всегда; Его, Алгуза, тоже наказал Он, так поступил и с сыновьями его; Бог долготерпелив и ни на кого не гневается, но Желает направить на путь истины.
Он создал человека свободным, дал ему душу, пять чувств, Чтобы он мог царствовать на земле, смиренно, терпеливо, Помнить все божеское твердо и о том размышлять: В противном же случае он (не исполняющий всего этого) потеряет все, лишится красы мира.
Но у царя Алгуза остался только один сын - Чархил, четырнадцати лет, наследник отца своего. И его историю узнаем после по деяниям его; Отец и мать его превратились в прах, у сына же их молоко на губах!
Конец Велегласной «Поэмы об Алгузе».
Ялгузидзе (Габараев) Иван Георгиевич
|
|