Принятие осетинами магометанства и иноземные нашествия » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Принятие осетинами магометанства и иноземные нашествия » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Ноябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Принятие осетинами магометанства и иноземные нашествия

Раздел: Библиотека » Сказания и героика » Поэма об Алгузе  

 
 

Со времени завоевания арабами Дербента и Дагестана, не менее и впоследствии, при персах, магометанство медленно, но верным шагом распространялось по Кавказу в направлении с вос­тока к западу. В Дагестане христианство вполне исчезло; зато оно сохранялось еще долго в Осетии и на «Черкесской горе» в «Стране христиан», как говорится во многих аварских и чечен­ских народных песнях. Оба религиозных течения — восточное, или магометанское, и западное, или христианское, — встретились в Среднем Кавказе. Весьма естественно, что при той низкой сте­пени развития, на которой стояли тогда кавказские горцы, маго­метанство должно было одержать верх над христианством. Но так как во многих обществах Западного и Среднего Кавказа, между прочим, и у осетин с давних пор уже не было никаких церк­вей и они были христианами только по имени, в существе же — язычниками, то победа в Среднем и Западном Кавказе, одержан­ная магометанством, собственно, не может считаться победою магометанства над христианством, но — над язычеством.
Черкесское племя (во главе их — кабардинцы) приняло маго­метанство в продолжение XV и XVI столетий. В половине XVI толетия последние следы христианства в Кабарде были уничто­жены окончательно крымскими татарами, которые под предводительством Давлет-Гирея покорили тогда всю Кабарду. С тех пор в Кабарде всегда находился с многочисленными войсками крымский, а по покорении Крыма турками — турецкий паша. Местопребыванием этих пашей были горные ущелья — Чегемское и Баксанское. Кабардинцы платили дань. Чтобы остано­вить успехи крымских татар, царь Иван Грозный, как известно, заключил союз с кабардинским князем Темрюком, но скоро после Темрюка могло случиться, что турецкий паша о голову знатного кабардинского князя Кургоко Хатожукова выбивал табак из своей трубки. За эту обиду кабардинцы, правда, отблагодарили своих угнетателей своего рода Варфоломеевской ночью, но на успех магометанства это не могло уже иметь никакого влияния.
Магометанская пропаганда, конечно, проникла тогда и до Осетии, и те части ее, которые находились в зависимости от кабардинских князей, действительно и приняли магометанство, вероятно, уже в XVI или в продолжение XVII века, так как с тех пор осетины, даже христиане, часто стали давать своим детям магометанские имена. Прочие осетины остались номинально христианами или, вернее, так как они о христианстве не имели никакого понятия, — язычниками. Последнему обстоятельству нужно приписать и то, что в магометанских аулах Осетии, как многими уже замечено, общественная нравственность стоит, отчасти и до сих пор, выше, чем в так называемых христианских аулах. К тому же в осетинские ущелья, оставшиеся свободными от кабардинцев, магометанство проникло в меньшей мере только потому, что осетины, бывшие с кабардинцами в смертельной вра­жде, не хотели иметь с ними общей религии и давать к себе доступ кабардинским муллам.
Во время религиозного кризиса в Осетии последовало кроме нашествия крымских татар еще несколько других иноземных нашествий, тоже отчасти стоявших в связи с магометанством. Из этих нашествий памятен особенно поход в Кавказские горы Шаха-Абаса. Осетинское народное предание хорошо помнит об этом событии. Сах (так называют его осетины) был в Валаджире и в Куртате. Валаджирцы рассказывают, что предки их встре­тили Саха в Нузале, где они защищались, сбрасывая с высоты гор камни на войска и обливая их кипятком. Куртатинцы же показы­вают, что Сах обстреливал пушками древний, высеченный в скале монастырь в Дзивгисе и поджег церковь; потом осетины отступили до крепости Хилака, в глубине Куртатинского ущелья, где они храбро защищались, но крепость, однако ж, была взята вследствие измены одной женщины, которая дала персам знак, где и когда сделать приступ, сняв свои красные штаны и вывесив их у стены.
Осетины, кроме того, вспоминают пребывание у них Саха еще следующей легендой.
На одной высочайшей скале в Куртатинском ущелье заметна длинная горизонтальная линия, которая издали похожа на доро­гу, искусственно высеченную в скале; охотники, побывавшие на верху скалы, действительно подтверждают, что там виден еще след (Сахнад), по которому будто бы Сах проехал на своей ар­бе. Такое предание еще не расследовано компетентными ли­цами.


В. Б. Пфаф

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 6831 | Автор: admin | Дата: 29 ноября 2007 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!