Осетино-Кабардинская война » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Осетино-Кабардинская война » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Ноябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Осетино-Кабардинская война

Раздел: Библиотека » Сказания и героика » Поэма об Алгузе  

 
 

При кабардинском старшем князе Идаре, который, вероятно, жил в XV столетии, между кабардинскими князьями вспыхнуло страшное междоусобие, которое окончилось кровопролитной битвой при Касбуруне. На эту битву кабардинские барды сочи­нили любопытную народную песнь, текст которой мы находим в соч. Ногмова. В рассказе упоминается князь по имени Дударуко, а Дударуковы — осетинские алдары. Ногмов тоже подтверждает, неизвестно на каком основании, что осетины послали Идару 3000 вспомогательных войск. Битва кончилась удачно для Идара, но так как область его (Идария) лежала далеко от осетин, а земли враждовавших с ним князей — очень близко от них, то эта битва не могла не остаться без влияния на отношения осетин к кабар­динцам. С тех пор мы видим, что между осетинами и кабардинцами возгорелась страшная вражда. Главным поводом к этой вра­жде служили поземельные споры. Размножившись на плодород­ной плоскости, кабардинцы постепенно оттесняли осетин все дальше к югу и наконец заперли их совсем в неприступных гор­ных ущельях. Вследствие бегства с плоскости в горные ущелья осетинам стало жить чрезвычайно тесно, преимущественно в таких ущельях, которые на юг были заперты непроходимыми стенами. По Дарьяльской же, Мамисонской и Закской дорогам осетины вследствие давления с севера, покидая свое отечество, переходили постепенно за Кавказ и населяли оставленные грузи­нами или насильно отнятые у них ущелья. Но с течением времени и последние ущелья так густо населялись, что не было уже воз­можности отбрасывать нарождавшееся население с севера на юг. С юга только с великим трудом можно было доставать хлеба, а с севера не могло быть никакой доставки его, так как кабардинцы с усилившеюся враждою ни одного осетина не выпускали на плос­кость. Теснота породила моровые язвы, смертность достигла необыкновенных размеров. Где такие причины действуют, там между народами вражда всегда делается неизгладимой и смер­тельной. Так и было между осетинами и кабардинцами. Причины подобной вражды действуют медленно, и потому она не разыгры­вается в кровавых генеральных сражениях, но происходит в мел­ких стычках, поединках, хищнических нападениях и т. п. В подоб­ных обстоятельствах сражается не народ с народом, но человек с человеком. Тут все средства дозволены, лишь бы только истребить врага; тут нет пощады, нет и международного права. Все споры между отдельными семействами из-за земель на плоскости кончались ссорами, драками, смертоубийством, и пошла кровная месть, которая страшнее всякой войны.
От этих причин война между осетинами и кабардинцами по необходимости должна была тянуться целые века: она началась в XV веке и кончается в XIX. Сцены этой войны однообразны и потому скучны: в ней не встречается никаких выдающихся личностей; даже и те, имена которых упоминаются в преданиях, боролись, быть может, отчаянно и храбро, но бесславно, за одни только личные и мелкие семейные интересы или, подобно всем остальным животным, за право жизни.
В истории подобной войны дело исследования не заключается в отыскивании нескончаемых подробностей битв и стычек, но в открытии причин вражды.
Кроме приведенной причины кабардино-осетинской войны — поземельных споров, возникавших от давления кабардинцев с севера на юг, — мы находим еще несколько не менее важных причин. Осетин — человек совершенно различного от кабардинца склада. Хотя ему в продолжение всей его истории чрезвы­чайно редко удавалось наслаждаться спокойствием, он, однако ж, в глубине своей души любит спокойствие, тишину, удобства; свирепым бойцом он может сделаться и делался только по принуждению. Напротив, кабардинец — нрава воинственного, беспокойного; мирным, покорным и любящим удобства тишины он в состоянии делаться только в качестве раба. Эта противоположность в характерах обоих соседних народов породила из себя глубокое различие в их общественном устройстве. Осетин — демократ, патриархал и любит только демократические и патриархальные учреждения; не чужд он, однако ж, и социализма. Напротив, кабардинец — аристократ, феодал и, хотя и раб, глубоко ненавидит равенство. У кабардинцев потомство Инала всегда было бесспорно признаваемо высшим сословием, у осетин же алдары — никогда.
Феодальные учреждения создавались для того, чтобы в средние века соединять мелкие племена и независимые друг от друга роды в большие нации; феодальные государства всегда сильнее патриархальных, и потому в осетино-кабардинской войне победа непременно должна была остаться за кабардинцами. Некоторые части Осетии, несмотря на неприступное их положение, были завоеваны кабардинцами вследствие предательства самих осетин; так, например, еще в начале настоящего столетия часть куртатинцев была данниками кабардинских князей Ахловых. Насколько мне известно, одни только валаджирцы и осталь­ные общества, живущие по притокам р. Ардон, не обязаны были платить кабардинцам дань. Поэтому жители названных обществ до сих пор считают себя выше остальных осетин.
Третья важная причина непримиримой вражды между осети­нами и кабардинцами заключалась в различии их религий. Этому вопросу мы посвящаем следующую главу.
В осетино-кабардинскую войну вмешивались часто и другие соседние горские племена, преимущественно балкарцы и чечен­цы. Осетинское предание помнит много подробностей о хищни­ческих набегах этих племен. Несмотря на это, нельзя ничего определительного сказать о свойстве отношений осетин к этим племенам, потому что история этих последних совершенно еще не затронута.


В. Б. Пфаф

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 9445 | Автор: admin | Дата: 29 ноября 2007 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!