Осетинская литература периода Великой Отечественной войны » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Осетинская литература периода Великой Отечественной войны » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Ноябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Осетинская литература периода Великой Отечественной войны

Раздел: Библиотека » Из истории Осетии » Очерк истории осетинской советской литературы  

 
 

Вероломно напав на нашу страну, фашистская Германия нарушила мирный созидательный труд советских людей. Весь народ по призыву Коммунистической партии поднялся на за­щиту своей социалистической Родины и разгромил коварного врага.
Осетинский народ, как и все народы нашей великой многона­циональной родины, внес свой вклад в победу над захватчиками. Трудящиеся республики были охвачены невиданным патриоти­ческим подъемом. На второй день после начала войны в столи­це Северо-Осетинской АССР городе Орджоникидзе состоялся многолюдный митинг. Его участники заверили партию и прави­тельство в своей готовности биться с фашистами до последней капли крови.
Тысячи и тысячи трудящихся республики встали с оружием в руках па защиту Отчизны. Труженики тыла передали фронто­викам бронепоезд «Владикавказ», построенный на их сбереже­ния. Были собраны средства для постройки танковых колони «Коста Хетагуров», «Защитник Владикавказа» и «Колхозник Северной Осетии». Комсомольцы республики направили па фронт звено самолетов-истребителей «Комсомолец Северной Осетии».
Сами Осетии храбро сражались па всех фронтах Отечест­венном войны. ЦК ВКП (б) и Советское правительство в приветствии, направленном трудящимся республики в связи с 20-летием автономии Северной Осетии, отмечали: «В Великой Оте­чественном войне Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков трудящиеся Северной Осетии, как преданные патриоты социалистической Родины, вместе со всеми народами Со­ветского Союза грудью встали на защиту свободы и независи­мости нашего государства. Сыны осетинского народа в борьбе с гитлеровскими захватчиками показали образцы героизма н мужества».
В годы войны тысячи солдат и офицеров-осетин получили правительственные награды. Только на 1 июня 1944 года орде­нами и медалями СССР было награждено 4119 солдат, офице­ров и генералов, 51 человек был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, в том числе 33 осетина. Среди них дважды Герой Советского Союза, генерал армии И. А. Плиев, генерал-полковники Г. И. Хетагуров и X. Д. Мамсуров, генералы И. М. Дзусов, а также офицеры и солдаты А. Н. Кесаев, X. 3. Мильдзихов, К. Т. Тогузов, А. М. Абаев, К. Т. Кочиев, Ц. И. Кцоев, Э. Б. Ахсаров, Г. Д. Цоколаев и другие.
«Слово осетин с уважением произносится на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми и честными воинами», — писал видный русский писатель-фронтовик П. Павленко.
Воины-осетины проявили мужество и храбрость и в битвах за Советскую Украину. «Во имя освобождения от немецких за­хватчиков братского украинского народа смело шли в бой воины храброго осетинского народа», — так писали в 1944 году в при­ветственном письме осетинскому народу ЦК, Совнарком и Пре­зидиум Верховного Совета УССР.
Ратные подвиги отважных сыновей Осетии прославлены во множестве произведений литературы и искусства. Народ сложил песни славы и мужества о героях Отечественной войны Исса Плиеве, Энвере Ахсарове, Вере Салбиевой и многих других. Созданные в традициях устной поэзии, они обрели крылья и бы­туют в народе до сих пор.
Самоотверженно трудились в годы войны осетинские писа­тели. Своим творчеством они поднимали патриотический дух народа, звали на борьбу с захватчиками, крепили братство и дружбу советских людей, разоблачали варварство и мракобесие фашистов.
В рядах Советской Армии, в партизанских отрядах с ору­жием в руках сражались Т. Джатиев, Г. Кайтуков, Г. Плиев, Д. Дарчиев, А. Токаев, М. Цагараев, Н. Гаглоев, М. Цирихов, Ф. Гаглоев, К. Казбеков, К. Маргиев, Г. Дзугаев, Б. Муртазов, Н. Джусойты, Е. Бекоев, Р. Асаев и другие. Группа писателей вступила в народное ополчение и истребительные батальоны. На полях сражений смертью храбрых пали молодые писатели X. Калоев, И. Хуадонов, М. Кочисов, М. Канунов, М. Елекоев, 3. Плиев, братья Дз. и Дз. Басиевы, Е. Карацев, И. Караев, Г. Агузаров, П. Кабисов, А. Бесаев, Дз. Тавитов, Г. Хамицаев, А. Бекоев, В. Кучиев, К. Бузоев, X. Таболов, В. Наниев и др.
Советская литература всегда отличалась тесной связью с жизнью народа. В годы войны эта связь стала еще крепче. Ли­тература, по выражению Алексея Толстого, в дни войны была «голосом героической души народа».
Писатели Осетии отражали в своем творчестве подвиги на­рода на фронте и в тылу, клеймили позором фашистских извергов. Ими было издано несколько книг стихов, рассказов и очерков, их произведения изо дня в день печатались на страницах газет и журналов, их гневный голос звучал по радио. В дни вой­ны вышли из печати коллективные сборники и альманахи «Вперед за нашу победу», «Смерть немецким оккупантам» на осетинском и русском языках. Тогда же был выпущен ряд брошюр и сбор­ников, куда вошли очерки, статьи о героях Отечественной войны» о злодеяниях гитлеровских захватчиков на осетинской земле и другие материалы. В 1944 году увидел свет литературно-худо­жественный альманах «Призыв к борьбе» (на осетинском язы­ке). В Южной Осетии издаются сборники «Призыв к борьбе», «Огни войны», «Вперед к победе», «На пути побед» и др. В начале 1945 года возобновлен выход органа Союза писателей Северо-Осетинской АССР журнала «Мах дуг», временно при­остановленный в конце 1941 года. Несколькими месяцами позже стал вновь издаваться и журнал «Фидиуаг» в Цхинвали.
Среди книг военных лет обращают на себя внимание поэмы «Богатырь Хадзимурза» и «Партизан Бибо» (1942) Б. Боциева,. сборники стихов «В дни войны» (1944) Г. Катукова, «Родина» (1945) Т. Балаева, «Осетия в огне» (1945) Т. Епхиевя, небольшая повесть Д. Мамсурова «Народная месть» (1944) и др. Содержа­ние произведений составляют героические подвиги, гуманизм и светлые идеалы советских людей, борьба за спасение человече­ства от коричневой чумы.
Главным героем литературы военных лет становится воин, защитник родины. Его образ, характер, поведение изображались психологически мотивированно и убедительно.

* * *

В начале войны осетинская поэзия выражала, главным образом, патриотический подъем советского народа, его готовность к самоотверженной борьбе с фашистскими захватчиками, вера в победу. Стихи, написанные в первые дни войны, имели в основном агитационный характер. Об этом говорят и заглавия стихотворений: «Смерть фашизму», «Враг будет разбит», «По­беда будет за нами», «Бешеной собаке — смерть», «Призыв»,. «Враг будет побежден» и др. Эти стихи сильны своим воодушев­ляющим пафосом, хотя часто выступают слишком оголенными, несмотря на обилие эпитетов и метафор. Они пока далеки от ре­алистического изображения трагизма войны. Поэты не раскры­вают еще внутренний мир лирического героя, его заветные мыс­ли и чувства. Оптимистический пафос был для поэтов главной движущей идеей.
Но это явление не только осетинской поэзии, оно характерно и для литератур других народов того периода. Вот яркий при­мер.
На третий день после начала Отечественной войны — 25 ию­ня в «Правде» появилось стихотворение А. Суркова «Песня сме­лых», ставшее популярным и как стихотворение, и как песня. В нем есть такие слова: «Смелого пуля боится, смелого штык не берет». Эти поэтические строки Суркова стали афористическим выражением храбрости советских воинов. Но в целом стихотво­рение пронизано тем же призывно-агитационным пафосом, чув­ством того предельного оптимизма, который был характерен для поэзии начала Отечественной войны.
В стихотворениях, написанных позже, чувства советских во­инов отражены глубже, конкретнее и реалистичнее. Храбрость в них рисуется поэтами не в одном радужном свете. Оставаясь по-прежнему отважным и смелым, лирический герой стал чувст­вовать, однако, что он не такой, чтобы его пуля боялась, чтобы смерть его обходила.
Эти чувства ярко выражены в чудесном лирическом стихотво­рении А. Суркова «Землянка» (1942), где лирический герой, обращаясь к своей любимой, говорит:

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Лирика А. Суркова не исключение, она лишь ярче показыва­ет те внутренние изменения, которые происходили в поэзии во­енного периода.
Процесс идейно-тематического обогащения, углубленного отражения истоков нравственной стойкости солдата на фронте, свойственный всей советской поэзии военного периода, характе­рен и для осетинской поэзии. Лирический герой Г. Кайтукова, к примеру, смотрит на жизнь иными глазами, чем в начале войны. Он явственнее стал ощущать трагизм войны и готов совершить подвиг самоотверженности, чтобы снасти человечество от коричневой чумы.


Я не знал, что такое слеза,
И сердце свое считал стальным,
Но когда увидел обугленные селения,
Я плакал, как ребенок.
. . . . . . . . . . . .

Мой путь лежит через мины,
Мне надо пройти огни и воды...
Но все же я испепелю врага,
Пусть это стоит даже жизни!
(Подстрочный перевод)

Военные стихи Г. Кайтукова составили сборник «В дни вой­ны». Основное содержание его поэзии тех лет — сыновняя лю­бовь к Родине, несокрушимая вера в победу над врагом. Поэта глубоко взволновали слова Зои Космодемьянской: «Это сча­стье — умереть за свой народ!» Они стали эпиграфом к его стихотворению «Народу», где философски решается проблема жизни и смерти. Его герой говорит: «И смерть свою сочту за счастье, была бы она полезна народу».
В лирике Г. Кайтукова значительно углубился и получил бо­лее конкретное художественное выражение мотив дружбы на­родов. Поэт создает образы великого Ленина, героев Отечест­венной войны («Ленин», «Народу», «Моя любимая Осетия», «Песня о герое» и др.).
Поэты Осетии стремились выявить истоки мужества и стой­кости советских людей. Г. Плиев видит их в патриотических чувствах советских людей. В стихотворении «Песнь победы» он воссоздает образ Родины. Отечество и свобода в представлении поэта — одно понятие. В своих фронтовых стихах, позднее соста­вивших книгу «Солдат», он создает образ солдата, храброго во­ина, человека высокого интеллекта, способного на глубокие пси­хологические переживания и раздумья о суровой правде войны. Война — источник бед и несчастий, но она и испытание духовных сил народа, идейной и моральной крепости советского солдата. Именно такая философская интерпретация темы войны дана в стихотворении «На поле сражения». Герою Г. Плиева нередко приходится смотреть в глаза смерти, но он далек от пессимисти­ческих настроений. Любовь к жизни и вера в победу, служение высшим идеалам оттесняют всякие другие чувства и настроения.
Эти идеи художественно реализуются в произведениях и дру­гих поэтов Осетии. И в поэзии Гафеза, создавшего образ рядо­вого солдата, понимающего, что путь к мирной жизни и труду лежит через победу («Разговор двух солдат»), и в стихах Д. Дарчиева о бессмертии воина, сложившего голову па поле брани ради счастья на земле. Лирический герой его стихотворе­ния «Рядом с нами» говорит:

Хоть сам я видел, как его скосило,
Но до Берлина — клятву в том даю!—
Он с нами шел, он придавал нам силы
И рядом с нами победил в бою.
(Перевел М. Соболь)

В стихотворении Г. Дзугаева могила любимого командира, сраженного вражеской пулей, стала для солдат символом кре­пости, которую не сокрушить врагу.
Пафос героического подвига и ощущение трагизма войны определяли нравственный облик человека на фронте, его помы­слы и душевные переживания. Лирический герой Н. Джусойты охвачен священной яростью — фашисты терзают родную зем­лю — и восклицает: «О земля Осетии!.. Лучше бы из моей груди вырвали мое трепетное сердце».
Ненависть к оккупантам и любовь к Родине окрыляют вои­нов, дают им силы для ратных подвигов. О славе и бессмертии защитников Отчизны слагал свои стихи молодой поэт М. Кочисов, отдавший жизнь за Родину. И тяжело раненный воин — ли­рический герой Б. Муртазова — умоляет врача скорее залечить его раны, чтобы снова вступить в бой. Р. Асаев в стихотворении «Костер» раскрывает думы и чаяния советских воинов, из ко­торых «кто город видит свой родной, а кто родной колхоз». А безусый паренек перечитывает заветное письмо, и ему не нужен жар костра. Поэт с юмором замечает, что «такое чувство, как любовь, согреет и само!»
Победивший народ свято хранит память о героях войны, сла­вит их в песнях, к курганам славы не зарастает тропа. Это сим­волы братства народов, скрепленного совместно пролитой кровью. X. Плиев в стихотворении «Могила героя» воспевает чувство семьи единой, характерное для советского человека и с особой силой проявившееся в годы войны. Лежит в могиле сол­дат, рожденный в степях Украины, защищавший осетинскую землю. Поэт обращается к герою со словами признательности:

С окрестных полей возвращаются люди,
Юнцы, что еще не стояли в строю.
Поверь, ни один о тебе не забудет, —
Ты жизнь им сберег, отдавая свою!
(Перевел Л. С с и л ы к)

В годы войны осетинская поэзия идейно окрепла и возмужа­ла, стала более целеустремленной. Некоторая безмятежность, которая была присуща ей в предвоенные годы, сменилась суро­вой реалистичностью и боевитостью. Повысилась ответствен­ность художников за слово, адресованное сражающемуся наро­ду. Этот процесс нетрудно проследить на творчестве одного из старейших поэтов — А. Гулуева. Накануне войны в его лирике мно­го места отводилось интимным чувствам и картинам природы. Но в первые же дни войны его голос зазвучал призывно, при­обретя новые интонации. В стихотворении «Моя песня» он пи­шет:

Звени, моя песня, сильнее,
И правдой высокой своей
На битву с коварным злодеем
Зови ты советских людей.

Эта эволюция характерна и для поэзии К. Казбекова, Гафеза, X, Плиева, К. Маргиева и др.
В годы войны осетинская поэзия обогатилась новыми фор­мами. Появляются стихотворения-письма (на фронт и об­ратно), стихотворения-напутствия, стихотворения-обращения, ве­личальные стихи и песни, стихотворные фельетоны («Заплачка по Гитлеру в ночь поминания», «Приветственное письмо вшей фюреру», «Ответ фюрера» и др. Т. Епхиева, «Гитлер ищет место» и «Чудище» А. Коцоева). А. Коцоев клеймит позором злодеяния Гитлера и его своры, предрекает крах фашизма. Каждая строка его дышит ненавистью к захватчикам.
Плодотворно работал в эти годы и Нигер. Его вдохновенное слово звучало («Призыв», «Погоди-ка», «Письмо сестры», поэ­ма «Слово красноармейца» и др.) набатным колоколом, вселяя в людей уверенность в победе, воодушевляя их на трудовые под­виги. Девушка-горянка пишет брату на фронт:

Скажи друзьям: у нас в горах
О вас не молкнет речь.
Держитесь так, чтоб лютый враг
Желал бы в землю лечь.
Скажи: мы здесь, в пылу работ,
Помощники бойцам.
Наш труд — как пуля — тоже бьет,
Бьет метко по врагам.
(«Письмо сестры», перевел А. Ш п и р т)

Осетинская поэма в годы войны большого развития не полу­чила. Однако заслуживают внимания поэмы Нигера, Б. Боциева, Т. Епхиева и др.
В поэме «Слово красноармейца» (1944) Нигер стремится раскрыть истоки моральной стойкости и героизма советских лю­дей. Герой поэмы не раз бывал участником кровопролитных боев, где «кровь алая текла». Война ненавистна ему, но долг пе­ред Родиной — превыше всего. Такова идейно-эстетическая кон­цепция поэта. Умирающий солдат говорит: «Моя совесть чиста перед Родиной, потому мне и умереть не тяжело».
Это самоотверженность сознательного бойца. Герой, отдав­ший жизнь во имя Родины, любил и радость, и «солнца свет». Он связан с лучшими традициями народа. Слова Коста «Лучше умереть народом свободным, чем кровавым потом рабами деспо­ту служить» глубоко запали в душу воина, и он свято следует этому завету.
Поэмы Б. Боциева «Партизан Бибо» и «Богатырь Хадзымурза» написаны в другом стиле. В первой создается образ народно­го мстителя, который бросает связку гранат в комнату, где фа­шистские офицеры устроили оргию. Партизана не остановило и то, что его любимая дочь находилась в той же комнате, подвергаясь издевательствам пьяных захватчиков. В другой поэме воспеваются подвиги Героя Советского Союза Хадзымурза Мильдзихова, о котором в статье «За Кавказ!» Илья Эренбург писал: «Полтораста немцев истребил сын гордой Осетии Мильдзихов. Какая девушка нашей страны не скажет ему спасибо».
Поэмам Б. Боциева свойственна описательность, чрезмерная событийность. Лирические отступления, раздумья героев, психо­логизм в большей мере характерны героико-лирическим поэмам Т. Епхиева. Израненный, искалеченный вражескими пулями мо­гучий дуб «поведал» поэту о подвиге молодого солдата, отдав­шего жизнь за Родину («О чем говорил мне дуб»). Идейно-эсте­тической основой произведения является утверждение бессмер­тия народа. Дуб — символ могущества Родины — несмотря на тяжелые раны, возносит к ясному небу зеленые ветви.

Взгляни, о друг мой,
На каплю крови,
Что сохранил я
В своем побеге.
Согрей, мой милый,
Слезой горячей
Ты каплю крови
Бойца родного,
Чтоб из побегов
Листвы зеленой
Для новой жизни
Поднялись ветви!
(Перепел Мусса Хаким)

В поэме «Близнецы», пронизанной мягким лиризмом, Т. Епхиев описал жизнь девочек-близнецов, одна из которых мечтает стать пилотом, а другая — поэтессой. Их мечты и думы обрыва­ются гулом самолета. Фашистский стервятник безжалостно рас­стрелял юных мечтательниц. Их гибель вызывает жгучую не­нависть к врагу.
Менее удачным оказалось произведение Т. Епхиева «Седой Казбек призывает», названное им поэмой дружбы. Раскрыть идейную сущность поэмы помешал схематизм характеров, ув­леченье внешней эффектностью формы. Интересно другое - стремление к диалогизации текста, заметное и в поэме Нигера «Слово красноармейца», и в его лирике («Письмо сестры», «От­вет брата сестре»), и в стихах Гафеза («Разговор двух солдат» и др.). Характер героев как бы проявляется в его диалоге. Этот прием заимствован из народного творчества. И в период войны было создано немало произведений (героических песен, запла­чек и т. п.), построенных по этому принципу. Он обусловлен желанием быть понятным более широким кругам читателей.

* * *

В годы войны осетинские писатели часто выступали во фрон­товой печати с публицистическими статьями, очерками и расска­зами. Т. Джатиев, К. Казбеков, Г. Плиев, Е. Бекоев, Н. Гаглоев и другие сотрудничали в дивизионных и армейских газетах. Писатели, оставшиеся в тылу, публиковали свои произведения па страницах республиканских газет и журналов.
Т. Джатиев посвятил много очерков ратным подвигам моря­ков, которыми командовал Герой Советского Союза К. Кочиев. Позднее они легли в основу повести «Морской джигит». Т. Джа­тиев — участник финской кампании и Великой Отечественной войны, и фронтовая тематика занимает в его творчестве большое место. О подвигах добровольцев, храбро сражавшихся с бело­финнами, им написана повесть-хроника «Добровольцы» (Запис­ки бойца). В рассказе «На берегах Терека» писатель поведал о славных делах батальона морской пехоты, громившего фа­шистов на подступах к Владикавказу. Он нарисовал картины жестоких боев, показал боевой дух бойцов, их решимость и бес­страшие, В центре рассказа комбат Бета Цаллагов — храбрый воин и находчивый командир, умевший личным примером увлечь бойцов и организовать успешное проведение сложных операций. Но, сосредоточив все внимание на героическом поведении Б. Цаллагова, на описании общей обстановки на трудном участке фронта, автор недостаточно глубоко раскрывает его внутренний мир. Он не всегда находит художественные средства, чтобы убе­дить в реальности и целесообразности поведения своих героев. Именно этим вызваны противоречивые отзывы критики о рассказе «Об одной девушке», в котором создан образ замечатель­ной патриотки-осетинки.
Д. Мамсуров и Т. Джатиев написали очерки «Генерал Исса Плиев» и «Горный орел», в которых рассказали о подвигах Дважды Героя Советского Союза генерала армии Исса Плиева и Героя Советского Союза генерал-майора Ибрагима Дзусова.
Военные очерки М. Цагараева, собранные в книге «На За­паде», пронизаны лиризмом и юмором. Писатель говорит не только о доблести и храбрости воинов, но с подкупающей теп­лотой изображает их душевную красоту. Его герои презирают смерть, они любят жизнь и умеют бороться за нее {очерк «Я жить хочу»). Обаятелен образ девушки-хирурга Сары («Осе­тинка»), сержанта Бимболата, который не расставался с книгой стихов Коста Хетагурова («Ирон фандыр»).
Рассказ «Габо» А. Коцоева посвящен детству Героя Совет­ского Союза генерал-полковника Г. Хетагурова. В нем много впечатляющих деталей и эпизодов. Рисуя своего юного героя, писатель не сгущает красок, не умиляется, не «предвосхищает» его будущие подвиги. Он верен правде жизни и достоверно воспроизводит ее.
Осетинские писатели в своих публицистических выступлени­ях взывали к мести за страдания советских людей. «Нельзя про­стить эти злодеяния фашистам!» — говорят люди, глядя на за­мученных захватчиками патриотов. «Нельзя простить, нельзя! - будто вторили и камни, и земля в ответ на этот гневный призыв». Так закончили свой очерк И. Джанаев и Б. Цуциев «Нельзя простить!» Г. Джимиев создал образ учительницы Чабахан Басиевой, расстрелянной немцами за неповиновение (очерк «Чабахан»). В другом очерке писатель рисует картины нерушимой дружбы братских народов страны («Дружба»).
В годы войны Д. Мамсуров написал ряд рассказов и неболь­шую повесть «Народная месть» (1944) о героической борьбе против фашистов, о беззаветной преданности советских людей Родине и партии. Герой повести Кагерман вернулся в родное се­ление с тяжелыми ранами. Но и сюда пришел враг, неся смерть и страдания. Кагерман не успел уйти с партизанами в лес, всту­пил в неравный бой с захватчиками. Писатель нашел средства для обрисовки цельного и богатого внутреннего мира героя.
Цикл рассказов Д. Мамсурова «Их убили немецкие фаши­сты» — это правдивое свидетельство о зверствах захватчиков, о героизме советских людей, преданных идеям братства и дружбы народов.
В годы войны с рассказами и очерками выступили также Т. Бесаев («Необычный гость»), Д. Туаев («Петух Шали»), Р. Чочиои («Мухран») и др.
Для прозы этого периода характерна очерковость и публицистичность. Писатели не успевали глубоко осмыслить явления жизни, чтобы запечатлеть их в больших произведениях. Кроме того, время требовало живого отклика на происходящее, они больше обращались к жанрам рассказа и очерка.

* * *

Много и успешно работали в годы войны драматурги Г. Джимиев, Д. Кусов, Д. Туаев, Д. Мамсуров, М. Шавлохов и др. В печати появилось несколько пьес: «Чермен» (драматическая по­эма) Д. Мансурова, «Спасительница» (музыкально-драмати­ческая картина) X. Ардасенова, «Бедняк и сыновья алдара» И. Джанаева и Т. Епхиева. Ряд произведений драматургов был поставлен на сценах Северо-Осетинского и Юго-Осетинского те­атров.
Как и в других жанрах осетинской литературы, в драматур­гии разрабатывалась тема героики народной борьбы. Писатели стремились показать патриотические чувства советских людей.
Первым на военные события откликнулся Г. Джимиев, тра­гически погибший в 1944 г. В его пьесе «Боевые дни» сильны мо­тивы дружбы народов, переданы чувства и помыслы советских воинов.
Глубже постиг Г. Джимиев сущность характера советского человека в пьесе «Черный туман». В центре драмы — образ ста­рого колхозника Дзамболата. Он ничем не выделялся среди других сельчан. Но нагрянула черная туча и разрушила его мирную жизнь. Раненый лейтенант, умирая, просит Дзамболата спрятать знамя полка и передать его частям Красной Армии, - когда они вернутся. Дзамболат старается выполнить завещание лейтенанта. Но он одинок в своих действиях, кроме того, на него падает подозрение в убийстве советского воина. Дзамболат стойко переносит оскорбления, лишь бы сохранить знамя. Г. Джимиев показывает глубину переживаний и чувств совет­ских патриотов, их столкновения с фашистами, стойкость и волю к сопротивлению, правдиво отражает те изменения, которые произошли в жизни, в сознании и характере таких, людей, как Дзамболат.
Русский офицер, вырвавший из рук фашистских захватчи­ков Дзамболата, провозглашает, что черный туман над нашей землей будет развеян светом солнца. Этим аллегорическим об­разом завершается драма.
Военной тематике посвящено еще несколько пьес, которые ставились на сценах Северо-Осетинского и Юго-Осетинского драмтеатров («Партизаны» и «Горы заговорили» М. Шавлохова, «Проклятый» Д. Кусова, «Свинец» Д. Туаева и др.). В ряде пьес разрабатывались историко-героические темы. В них события далекого прошлого увязывались с героической современно­стью («Нарт Батрадз» К. Казбекова и В. Корзуна, «Вождь Багатар», посвященная борьбе горцев против татарского нашест­вия, «Сыновья Бата» и «Афхардты Хасана» Д. Мамсурова, пронизанные гуманизмом и романтикой борьбы).
Успешно развивался и жанр комедии. Большой успех выпал па долю музыкальной комедии Д. Туаева «Желание Паша». Прелесть непосредственности чувств, чистота помыслов, ис­пользование народной песенной лирики — все это вызывает жи­вейший интерес и отклик у зрителей и неизменно обеспечивает успех пьесе.
С неизменным успехом шла в Юго-Осетинском театре коме­дия И. Шавлохова «Жених».
На сценах театров ставилось много пьес, переведенных с рус­ского языка и с языков других народов («Отелло» Шекспира, «Без вины виноватые» Островского, «Женитьба» Гоголя, «На­шествие» Леонова, «Любимая девушка» Данилова и Раймонда, «Не те нынче времена» Цагарели, «В тихом городе» Баллаша, «Встреча в темноте» Кнорре и др.).
Таким образом, в годы войны осетинская драматургия обо­гатилась рядом произведений различных жанров, воспевавших героизм народа в борьбе с фашистами, его нравственную красоту.

* * *

Военная страда еще больше скрепила узы дружбы литера­тур разных народов. Большую помощь оказывали своим осетин­ским собратьям писатели России. Они переводили их произве­дения на русский язык, помогали им в подготовке и издании различличпых сборников и альманахов, писали вдохновенные стихи и песни, очерки и рассказы о героях войны. В сборнике «Смерть немецким оккупантам» А. Портенко опубликовал стихи о бога­тыре Хадзимурза Мильдзихове и о славной дочери Осетии Вере Салбиевой. И. Луганчанин воспел подвиги Исса Плиева, Ю. Кар­ский посвятил стихи отважному наезднику Михаилу Туганову и генералу Кантемиру Цаликову.
Рисуя образы бесстрашных воинов, русские поэты часто пользовались фольклорными изобразительными средствами, А. Портенко в стихотворении «Богатырь Хадзымурза» пишет: «Проснулось в груди осетина-бойца богатырское сердце Батрадза».

Полушубок пробит, рукавицы дымят, —
Он оперся о горы Кавказа, —
И в руках обожженных кипел автомат,
Сеял смерть, не смолкая ни разу .

М. Духанина написала стихи о подвигах Веры Салбиевой (стихотворение «Вера Салбиева»). В стихотворении «Жду тебя» она разрабатывает тему единства тыла и фронта, прославляет мужество советской женщины.
С рассказами и очерками выступали Г. Апресян («Возвра­щение», «Обыкновенный рассказ», «Они несли им смерть» и др.), Н. Зобара («Седая прядь»), О. Карышев («Партизанке», «Ми­ша» и др.). С. Богданович («Оксана») и другие русские писате­ли, жившие в годы войны в Осетии.
В 1942 — 1943 годах на страницах газет и сборников, выхо­дивших в республике, часто выступал видный русский писатель-фронтовик П. Павленко. 1 января 1943 года он произнес взвол­нованную речь на митинге трудящихся Северо-Осетинской АССР, посвященном освобождению Северной Осетии от немецких за­хватчиков. В своих заметках и очерках П. Павленко писал и о военных действиях, и о замечательном наследии Коста Хетагурова, об осетинской литературе военного периода.
Для литературы военных лет характерно обращение к герои­ческому прошлому. Это заметно в поэзии и русских, и осетинских поэтов. А. Портенко в стихотворении «Богатырь Хадзымурза», как отмечалось, сравнивает своего героя с нартом Батрадзом, а изобразительные средства нередко заимствует из поэтики нартских сказаний. Д. Мамсуров в стихотворении «Осетия» упоми­нает имена героев многих народов: русских — Александра Нев­ского и Дмитрия Донского, украинца Богдана Хмельницкого, осетинского Багатара, нартов Урузмага и Батрадза, армянского Давида Сасунского и других.
К героическим традициям прошлого обращались и Б. Боциев, и Т. Епхиев, и Г. Дзугаев, и М. Кочисов и многие другие поэты.
Эта перекличка эпох была закономерным явлением. М. И. Ка­линин писал, что «проповедь советского патриотизма не может быть оторванной, не связанной с корнями прошлой истории на­шего народа». А в беседе с фронтовыми агитаторами, работавшимя среди бойцов нерусской национальности, 4 августа 1943 года он призывал, чтобы они воспитывали в воинах советский патриотизм, национальную гордость, напоминали каждому бой­цу «о героических традициях его народа, о его прекрасном эпо­се, литературе, о великих людях - полководцах и военачаль­никах, о борцах за освобождение народных масс».
Говоря о связи современности с героическим прошлым наро­да, нельзя не сказать и о Коста Хетагурове, образ которого в годы войны привлек внимание многих писателей, как источник вдохновения. О нем писали и поэты, и прозаики, и драматурги (очерк М. Цагараева «Ирон фандыр», стихотворение Гафеза «Иран фандыр» и др.). Прав был П. Павленко, который в эти грозные дни говорил о Коста Хетагурове: «Мертвый телом, но веч­но живой своими стихами, он неизменно вдохновляет осетинский народ на борьбу с чужеземцами, поработителями, как бы незри­мо участвует бок о бок со своим народом и в борьбе за Влади­кавказ, и в боях за родные горы, и в жестоких схватках за род­ные осетинские очаги».
Большая работа была проведена в период войны и по сбору, систематизации и подготовке к печати нартских сказаний. Она начата в 1940 г. Ею руководил Правительственный нартский ко­митет. Писатели и научные работники (В. Абаев, И. Джанаев, Б. Боциев, С. Бритаев, Т. Епхиев, X. Ардасенов, Г. Плиев, Д. Мам­суров, Н. Багаев и др.) вошли в бригады по составлению и под­готовке сводного текста эпоса к печати, по обработке и редак­тированию стихотворных текстов, по подготовке академического издания сказаний. В результате этой кропотливой работы ска­зания о нартах были изданы на осетинском и русском язы­ках.
Тогда же началось глубокое изучение эпоса. В печати появилось множество статей и брошюр. Самым значительным из них было монографическое исследование В. Абаева «Нартский эпос».
Защита Родины, любовь к свободе, ненависть к врагу — вот что сближает нартский эпос с современностью. Бесстрашие и мужество нартов, их завет «лучше смерть, чем позор» вдохновляли воинов на подвиги в борьбе с захватчиками. В этом состоит большое идейно-воспитательное значение эпоса. Отмечая работу осетинских поэтов над нартским эпосом, П. Павленко и 1943 году писал: «Эпос Отечественной войны сразу открылся им (поэтам — Ред.) подвигами земляков».
Однако некоторые товарищи допускали ошибки, непомерно раздувая воспитательное и историческое значение эпоса, идеа­лизируя его героев. И в творчестве отдельных писателей имели место срывы. Не все стихотворения и поэмы осетинских поэтов написаны на должном идейно-художественном уровне (Т. Епхиев «О моя Осетия», Т. Балаев «В Наре» и др,.). Замечалось также чрезмерное увлечение фольклорным материалом и некри­тическое его использование (Д. Хетагуров «Меч Батрадза», С. Бритаев «Дикий кабан» и др.). Иным произведениям военного времени присущи описательность, декларативность, поверхно­стность психологического анализа (поэмы М. Шавлохова «Во­ин», Б. Боциева «Богатырь Хадзымурза» и др.).
Однако осетинская литература военных лет в целом разви­валась по пути глубокого отражения народной жизни. Писатели своим искусством служили делу победы, создавая образы ге­роев фронта и тыла, воспевая советский патриотизм, дружбу на­родов, высокие моральные качества советских людей.



Х. Ардасенов

 

 

 

 

 

 


Другие новости по теме:

  • БАСИЕВ ДЗАМБОЛАТ (1924—1944)
  • ДАРЧИЕВ ДАВИД (1911 — 1989)
  • КАЗБЕКОВ КАЗБЕК (1912-1966)
  • КАЙТУКОВ ГЕОРГИЙ
  • ПЛИЕВ ХАРИТОН (1908—1966)
  •  

     

     

     

    Просмотров: 16477 | Автор: admin | Дата: 16 ноября 2007 | Напечатать

     


     
         

     

     

     

    Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
    Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

     
      Главная страница | Новое на сайте

    Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
    При использовании материалов гиперссылка обязательна!