На главную   |    Рекомендуем -

ФАРНИОН КОСТА (1908—1937)


ФАРНИОН КОСТА (1908—1937)Константин Солтаевич Фарниев (Коста Фарнион) родился в 1908 г. в сел. Средний Урух. Учился в родном селе, затем во Владикавказе, в Московском институте журналистики. Окончил Московский педагогический институт.
В 1926 г. К. Фарнион работал во Владикавказе редактором «Пионерской газеты» («Ногдзауты газет»),
В 1931 г. К. Фарнион переехал в Цхинвали, где работал редактором литературной газеты «Большевистское искусство» («Большевикон аивад»). Затем он был директором Юго-Осетин-ского книжного издательства, директором драмтеатра. В 1933 г. К. Фарнион возвратился в Орджоникидзе и возглавил Северо-Осетинский книготорг. Потом стал редактором детского журнала «Красный цветок» («Сырх дидинэг»).
В 1937 г. Фарнион Коста был репрессирован. В том же году в возрасте 28 лет умер. Реабилитирован посмертно.
Творчество К. Фарниона было многогранным. Его етихи стали появляться с 1925 года в осетинских газетах и журналах. В 1927 г. вышел общий сборник стихов Нигера, К. Фарниона и М. Камбердиева под названием «Свирелъ» («Уадындз»). Заслуженное внимание критиков обратил на себя сборник стихов «Лавина» («Зэй», 1930). Высокую оценку получили написанные поэтом н последующие годы стихотворения «Тревога кобанцев» («Хъобаны фадис»), «Эпоха радости» («Цины дуг») и др.
В конце 20-х и начале 30-х годов в осетинской прозе зарождается эпический жанр, появляются первые повести и романы.
Одним из первых в осетинской литературе был роман К. Фарниона «Шум бури» («Уады уынэр»), изданный в 1932 г. Роман носвящен предреволюционному прошлому Осетии, отражает судьбы угнетенного народа, его протест против несправедливого уклада общественной жизни, борьбу за лучшее будущее.
В романе представлены все социальные сословия феодальной Осетии, особенно «кавдасарды», люди низшего сословия. Автор реалистическими красками рисует нищенскую жизнь этих людей, социальный гнет.
Главный герой романа «Кавдасард» Царай Сырхауты, изведав всю глубину социальной несправедливости, начинает понимать, что справедливости и свободы можно добиться только путем борьбы с угнетателями. Но он далек от реальных путей революционной борьбы с извечными врагами народа и действует стихийно, во главе отряда таких же борцов уходит в лес и мстит богачам и чиновникам.
Одновременно автор решает и тему абречества, которая в 20-30-х годах занимала большое место в литературах народов Кавказа, в том числе и осетинской. Писатель объясняет абречество историчскими причинами — борьбой горских народов против царской администрации.
В пьесе «Прощай» («Хӕрзбон», 1934) К. Фарнион отобразил борьбу трудящихся Южной Осетии за Советскую власть в 1918-20 гг. В драме показаны судьбы людей с разными политическими взглядами (коммунисты, меньшевики, буржуазные националисты).
Впервые в осетинской драматургии автор ввел в пьесу ведущего, монологи которого помогают раскрытию идейного содержания пьесы.
Теме героической борьбы за Советскую власть посвящен рассказ «Храбрый орел» («Хъэбатыр цэргэс») о легендарном герое гражданской войны Хадзымурате Дзарахохове.
Перу К. Фарниона принадлежит ряд статей по вопросам осетинской литературы. К. Фарнион ввел в осетинскую советскую поэзию жанр фельетона в стихах.скачать dle 12.1


 

 

 

Комментариев 0