Абречество как форма социального протеста осетин » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Абречество как форма социального протеста осетин » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Октябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Абречество как форма социального протеста осетин

Раздел: Осетия во второй половине XIX века  

 
 

Осетинский народ, являясь древней частью индоевропейского мира, за свою многотысячелетнюю историю накопил богатейший опыт политической культуры. Но особенно длительным в истории осетин был период военной демократии, начало которого приня­то датировать VII веком до нашей эры. На этом этапе осетины вы­работали нравственные принципы, ставшие основополагающи­ми в их высокой рыцарской культуре. После XV века историчес­кие источники не зафиксировали фактов, когда бы осетины со­вершали на соседей вооруженные нападения и развязывали бы войну. Позже обнаружилось, что осетины хорошо воюют вместе с соседями в больших войнах и проявляют максимальную сдер­жанность в межэтнических конфликтах; чаще всего им приходи­лось воевать на стороне Грузии и России, которые всегда восп­ринимались как союзники. Ценили ли последние самоотвержен­ность, готовность осетин отдать свою жизнь во имя этих союзни­ков, с которыми исповедовали одну веру? Вопрос этот часто воз­никает перед осетином - нашим современником, которому но­вые реальности принесли немалые испытания. Ответить на него сложно... Грузинские Картли-Кахетинские цари часто развязыва­ли войны, приглашали на помощь осетин, давали им «золотые ча­ши» за мужество, а затем предательски на них же шли войной. Россия... щедро одаривала осетин наградами высокой пробы и тут же забывала о них. Николай I во время Крымской войны не скупился на награды и деньги для осетин, а вскоре отдал их на растерзание грузинским тавадам. Несмотря на это, благодаря традиционной политической культуре, неизменными оставались, для Осетии тяга к России и народам Кавказа. Неразрывными бы­ли отношения осетинского и грузинского народов. Нет сомнения, что именно этот неоспоримый факт явился главным основанием, не позволившим в XIX веке Осетии начать народную войну во имя свержения грузинского феодального ига, тяготы которого были сопоставимы с насилием Ага-Мухаммед-хана Каджара. Но у осе­тин, как и у ряда европейских народов, всегда была себя особая форма борьбы с социальным злом, становившимся опасным для народа. Она известна как «абыр?г», при переводе с осетинского языка используют название «абрек», а само явление называют «абречеством». Это явление, как правило, было связано с борь­бой народа против чужеземного засилья - так, как то происходи­ло в английской истории, где романтический герой Робин Гуд, противостоя норманнским завоевателям, защищает обиженных и бедных. Осетинское абречество, в XIX веке являвшееся формой сопротивления грузинскому господству в Южной Осетии, только внешне может напоминать современный терроризм. Но в отличие от последнего, основанного на реакционных течениях исламско­го фундаментализма, абречество движение сугубо светское и зиждется на идее социальной справедливости. Существует еще очень важное отличие между абречеством и современным терро­ризмом; абреческое движение - народное, не связанное какими-либо политическими и социальными группами, а терроризм - яв­ление сектантское, возникшее в исламе в XI веке и продолжающее оставаться сектантским. Сектантский терроризм стремится к мас­совости, осетинское абречество предполагает «одиночный» уход в подполье или же действия небольшой группой - не более 5-6 человек. Само объявление об уходе в абречество содержало в себе проявление социального протеста.

В Южной Осетии, где социальные противоречия обострились в пореформенное время, абреческое движение оживилось в 60-е гг. XIX в. В годы крестьянской реформы известным абреком здесь был Нони Чибиров. Но по-настоящему абречество в Юж­ной Осетии, беспокоившее российско-грузинские власти, стало набирать силу в 80-90-е гг. XIX века. Подъем его объяснялся то­тальным наступлением грузинского феодализма на югоосетинские общества. Наиболее известными в то время абреками были Иосиф Хубулов, Хадо Ханикаев, Тате Джиоев, Вардан Хетагуров и др. Для подавшегося в абреки важно было получить признание в народе. Он мог заслужить ei о двумя средствами - личным му­жеством и справедливостью своей борьбы. Этим, пожалуй, объя­сняется вызов, который Сандро, Тате Джиоевы и Малгоев посла­ли ахалгорскому приставу. «Мы слыхали, - писали они приставу, - что как будто мы вам очень нужны, преследуете нас и не може­те встретить нас. Так если ты не баба какая-либо, то выходи к нам навстречу с тремя сотнями казаков или гапаров и тогда вид­но будет, кто какое имеет мужество». К этой группе абреков поз­же присоединился еще Лексо Тавгазов. Официальные лица их называли «разбойниками» и характеризовали как «весьма дерз­ких». За ними постоянно по следам ходили «преследователи», состоявшие из начальника уезда, одного офицера и тридцати охотников из стрелковой дружины. Абреки между тем заходили в село, узнавали кто в нем богат, «после чего посылали своих агентов к ним с предупреждением о приготовлении дани». Уезд­ный начальник, организовавший постоянную слежку за группой абреков, возглавляемой Тате Джиоевым, ссылался на труднос­ти, встречавшиеся при попытках ее ликвидации. В числе этих трудностей он называл всеобщую поддержку, которую ей оказы­вали люди. Так, уездный начальник подробно описывал тифлис­скому губернатору то, как в селе Басини «радушно» «были встре­чены населением» абреки. Власти пытались привлечь самих осетин к поимке абреков. Уездный начальник «обратился за со­действием к старшине» «Корского общества и когда увидел, что не только никто не сочувствует делу преследования» абреков, «но даже его самого обзывали безмозглым, он, старшина, вы­нужден был бросить след разбойников». Стоит заметить, что в осетинском народе внимательно следили за поведением каждо­го абрека, и если его действия и поступки были справедливы и мужественны, то он находил поддержку в каждом доме. В то же время абрек, нарушавший традиционное для него поведение, направленное на защиту интересов людей, мог подвергнуться бойкоту (хъоды - М. Б.), и тогда он был обречен. Грузинские фе­одалы, обосновавшиеся в Южной Осетии, хорошо знали, что осетинские абреки придерживаются определенных правил и всячески старались иметь с ними мирные отношения. Это осо­бенно проявилось после того, как в упорном бою группа Тате Джиоева была ликвидирована, и появилась новая ~~ группа Илико Пухаева. Уездная полиция не могла с ней справиться, хотя преследовала ее большими силами. Газета «Тифлисский листок» по поводу Пухаева писала: «Обращают на себя внимание мотивы уездной полиции, почему Пухаев и его сподвижники неуловимы. Потому, говорит она, что население, не исключая дворян-поме­щиков, оказывает Пухаеву и его шайке явную поддержку, снаб­жая шайку пищей, ружьями, патронами, сообщая о времени преследования...» Группа Пухаева преследовала главным обра­зом грузинских помещиков и разбогатевших в Южной Осетии грузинских священников. Так, она угрожала князю Палавандову, письменно требуя от него «присылки в лес денег, хлеба и проч., угрожая в противном случае нападением на его дом». Группа Пу­хаева напала на князя Павленова, забрав у него деньги. Они же ограбили двух грузинских священников. Периодически люди Пухаева перекрывали Военно-Грузинскую дорогу и совершали дерзкие нападения на транспорт. После пятилетнего абречества Пухаев был убит. Тут же появился новый абрек - Карум Хубиев. Он отличился нападением на князя Цицианова. Громкую извест­ность получил абрек Кужи Остаев. Периодически с ним участво­вали в нападениях на богатых его близкие родственники.

Не затухавшее в Южной Осетии абречество, как наиболее примитивная и малорезультативная борьба, свидетельствовало о глубокой социальной деградации осетинских обществ, проис­шедшей под напором грузинской феодальной экспансии. В то же время стоит отметить важную сторону абречества как формы социального сопротивления. В 80-90-е гг. XIX века Южная Осе­тия была перед угрозой не только массового восстания, но и этнической войны. При таком развитии событий в тех конкрет­ных условиях Петербург, чтобы еще больше приблизить к себе грузинское дворянство, мог бы решиться пойти на крайние меры - вплоть до «черкесского варианта», которого добивались гру­зинские тавады. Осетинское абречество отвлекало крестьян­ство от более радикальных форм борьбы, ставших опасными для народа. Оно напоминало грузинским феодалам, распоясавшим­ся в Южной Осетии, о «судном дне», неумолимо приближавшем­ся для них.

"Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений" М.М. Блиев. 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 6201 | Автор: admin | Дата: 15 октября 2007 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!