Жилище » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Жилище » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Октябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Жилище

Раздел: Быт Осетин  

 
 

Характер жилища и хозяйственных построек осетин, как и любого народа, определялся географическими условиями, рельефом местно¬сти и наличием определенного строительного материала. В зависимо¬сти от этого жилище осетин можно разделить на горное и равнинное с присущими ему особенностями. Горное жилище восходит к глубокой древности, в то время как современное равнинное жилище возникло в начале XVIII в.

Для изучения истории осетинского жилища большой интерес пред¬ставляют старинные горные постройки. Однако в связи с массовым пе¬реселением осетин на равнину и запустением целых горных районов, а также в результате перестройки старых жилищ, начавшейся после кол¬лективизации, последние претерпели большие изменения. Сохранив¬шиеся кое-где жилые постройки или их развалины датируются, по на¬родным преданиям, периодом не ранее XVI в. К более отдаленному пе¬риоду— аланской эпохе — относятся только оборонительные сооруже¬ния, в частности боевые башни, встречающиеся в селениях Галиат, Вакац, Донисар, Мизур, Далаткау и др., а также пещерные кре¬пости (Нузал, Дзовгис, Урсдон), имевшие важное стратегическое зна¬чение.

О жилых постройках и оборонительных сооружениях относящих¬ся ко времени кобанской эпохи и появления ираноязычных племен, мы можем судить только по данным археологии, а для несколько более позднего времени — по фольклорным источникам.

Археологами установлено два типа построек, принадлежавших: древним кобанцам: в горах — однокамерное каменное; в равнинной по¬лосе— турлучное жилище небольшого размера, возможно с двумя и более помещениями. Оба эти вида жилища встречались у осетин еще до недавнего времени. Несомненно, что древние обитатели гор, как и более поздние, использовали в качестве жилья и пещеры, не поте¬рявшие до сих пор своего хозяйственного назначения в ряде сея (Дзвгис, Кадат, Урсдон и др.)- Обо всех этих видах жилья говорится и в нартских сказаниях, где пещерными жителями выступают в основ¬ном великаны, а обладательницами боевых и жилых башен — нартские героини. Обращает на себя внимание упоминание о «потайном» — под¬ъемном доме знаменитого Сырдона — древнейшем типе жилища степ¬ной полосы юга нашей страны, где наряду с другими обитали и ираноязычные племена.

К древнейшим жилым и оборонительным сооружениям, игравшим важную роль в жизни горцев до недавнего прошлого, относятся дома-крепости (ганах), принадлежавшие в основном большим патриархаль¬ным семьям. Такая постройка представляла собой огромную квадрат¬ную трехэтажную крепость с единственным входом на первом этаже и внутренним межэтажным сообщением. Все имущество семьи храни¬лось в первом этаже, второй отводился под жилье, третий служил для обороны крепости, а также для приема гостей. Свет проникал в верхние помещения через бойницы. Известно, что дома-крепости были распространены по всему нагорному Кавказу, но особенно часто они встречались в горах Ингушетии, что объясняется, вероятно, в ос¬новном близким соседством и давним общением осетин с ингушами.

Собственностью больших семейных общин и осетинских феодалов также были замки (галуан), которые включали в себя дом-крепость, жилые и хозяйственные постройки, боевую башню. Все это обноси¬лось высокой каменной стеной. Появление этих сооружений опреде¬ленно восходит к средневековому периоду, но не к XVIII в., как пола¬гает П. П. Закарая73, ибо в то время, наоборот, прекратилось строи¬тельство таких построек.

Наиболее широкое распространение галуаны имели в Северной и Центральной Осетии, что говорит, вероятно, о их более раннем по¬явлении здесь. Но зато башни (масыг) встречаются по всей Осетии в большом количестве. Башня являлась неотъемлемой принадлежностью почти каждого осетинского села, патронимии и даже большой семьи. Одним из первых вопросов, который задавался при сватовстве, был вопрос — есть ли у жениха или у кого-нибудь из его рода башня? Строительство башен велось особенно широко в послемонгольский период, что было вызвано усилением межплеменной и межродовой борьбы, и продолжалось почти до второй половины XVIII в., т. е. до присоединения Осетии к России. Башни, построенные в XVIII в., можно встретить еще в ряде мест у выходов на равнину в Северной Осетии и в Джавской котловине. Они воздвигались в основном против набегов кабардинских князей и горцев Дагестана, из которых первые вторга¬лись в пределы Северной Осетии, а вторые — Грузии и Юго-Осетии.

Осетинские башни подразделялись на жилые, боевые и стороже¬вые; они состояли из 3—7 ярусов. В таких селах, как Лисри, Абана, Джимара, Даргавс, количество башен достигало 10—12. Все они со¬ставляли собственность сильных и богатых родов, так как за постройку башни осетинские мастера брали много скота (8—12 коров) и ценное имущество.

Есть много башен в горах Осетии, о времени постройки которых нет никаких данные. Несомненно, что их значительная часть была воз¬ведена еще в аланскую эпоху. Тогда же сложилась, по-видимому, свое¬образная конструкция осетинской башни, отличавшаяся от башен со¬седних народов. Если у ингушей, хевсуров, сванов и др. боевые баш¬ни строились с покатой четырехугольной ступенчатой из шиферных плит крышей, то у осетин они строились с плоскими крышами, отчего производили впечатление незаконченности.

Развитие жилища у осетин, как и у других народов, началось с однокамерной постройки — главного жилого помещения дома (хадзар), К хадзару обычно примыкали кладовая (къабиц), а во многих случаях и комнаты для супружеских пар. Осетинский хадзар находит полную аналогию с нартским «большим домом», что говорит несомненно о древнем происхождении этого помещения. Термином хадзар осетины называли не только главное помещение, но и весь комплекс жилых и хозяйственных построек. До революции хадзар служил единственным жилым помещением для многих бедных крестьян. Так, подавляющее большинство южных осетин, поселившихся на землях грузинских кня¬зей, и все «временно проживающие» в равнинных селах Северной Осе¬тии имели право строить только одно жилое помещение — хадзар. В тех случаях, когда крестьянин имел не одно жилое помещение, а несколько, хадзар среди них выделялся своей величиной. Традиции строить хадзар по размеру больше других жилых помещений нередко придерживаются осетины и в наши дни.

Важнейшей принадлежностью хадзара был очаг (къона) с неуга¬сающим огнем и спускавшаяся над ним цепь (рахыс), которые состав¬ляли, по словам Коста Хетагурова, величайшую святыню каждого осе¬тина. Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая ее к новой семье, и т. д. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и вызывало кровную месть. «Эта цепь,— писал В. Б. Пфаф, — составляет святыню и выбросить ее из дому счи¬тается смертельною обидою для хозяина». Характерно, что осетины, переселяясь на равнину, не расставались со своими очажными цепями и привозили их на новые места жительства. Почитание очагов и очаж¬ной цепи явилось главной причиной сохранения у равнинных осетин, не говоря уж о горцах, вплоть до начала XX в., очага, который, как известно, весьма неудобен для отопления помещения. Такого почитания очага мы не находим ни у одного из других народов Кавказа. Воз¬можно, что это объясняется особыми этническими традициями, ухо¬дящими в глубь веков. К этим же традициям можно отнести и деление хадзара очагом на две части: на правую — мужскую и левую — жен¬скую.

Особым почитанием и в то же время некоторой таинственностью окружалась в старом осетинском жилище кладовая (кабиц), пред¬ставлявшая собой глухое помещение с небольшим световым отверстием в стене. Она располагалась обычно рядом с хадзаром, через который в нее вела низкая дверь. В старину у горцев нередко для большей безопасности кладовой служил нижний этаж боевой башни. Это объ¬яснялось тем, что в кладовой хранились все продукты питания семьи: зерно в различных плетеных корзинах (къуту), обмазанных глиной, мула в кожаных мешках (къаша), сыр в больших деревянных сосудах (гарз), топленое масло в деревянных долбленых ведрах и чашках, хмельные напитки (арака, пиво) в глиняных кувшинах, туши копче¬ного мяса и т. д. Всеми продуктами распоряжалась только старшая женщина (афсин), обычно жена главы семьи, у которой хранились ключи от кабиц. Доступ в кабиц мужчинам был категорически запре¬щен; женщины же имели право войти туда только с разрешения афсин.

Рассказывают, что однажды к тагаурским осетинам обратился один кабардинский князь, предлагавший своего скакуна тому, кто покажет ему кабиц, но никто не согласился. Всякое вмешательство в дела афсин по части расходов продуктов питания строго осуждалось общественным мнением. Все это объясняется несомненно сохранением пережитков матриархата в осетинском быту и является отражением того отдаленного периода, когда главенствующее положение в семье и хозяйственной жизни принадлежало женщине. В наши дни кабиц как отдельное помещение для хранения продуктов семьи продолжает су¬ществовать, не исчезли и связанные с ним традиции в отношении аф¬син — хозяйки дома, которая по-прежнему распределяет съестные при¬пасы.

Развитие семьи и ее увеличение вызвали необходимость строить новые жилые помещения, главным образом для новобрачных. Таким помещением у осетин служила отдельная комната (уат), которая на¬ряду с кунацкой (уазагдон) обычно пристраивалась рядом с хадзаром. Появление уата относится несомненно к периоду зарождения у предков осетин малых семей и выделения их из общего коллектива. Под¬тверждением этого может служить и существующая до сих пор у осе¬тин традиция, по которой каждая брачная пара должна иметь свое отдельное помещение. «Молодой человек, задумав жениться, — отмеча¬ет С. В. Кокиев, — должен предварительно себя обеспечить помещени¬ем, иначе ему жены не дадут ее родственники».

Осетин, не имевший своего жилища, назывался оскорбительными кличками — анахадзар, дзагъал (бездомный, бродяга). Такой человек не пользовался уважением и не мог рассчитывать найти себе жену. До революции далеко не все осетины имели возможность строить эти помещения. По словам К. Хетагурова, последние составляли собствен¬ность только «сильных», т. е. богатых. Таким образом, с развитием семьи у осетин одновременно развивалось их жилище.

В результате пристройки к хадзару новых жилых помещений из¬менялся и план всего жилого дома. Пристройки делались в зависимо¬сти от рельефа местности. В прошлом в высокогорных районах, где была особенно остра земельная проблема, практиковалась, главным образом с целью экономии пахотной земли, вертикальная постройка. На равнине же пристройки делались в горизонтальном плане. Строи¬тельный материал также зависел от природных условий. Туальцы строили дома из камня, который добывали на месте; лес, необходимый для балок, доставляли из Джавского ущелья по другую сторону Главного Кавказского хребта. Местный камень широко используется по-прежнему почти во всех горных лесистых районах для строительства первого этажа, на котором воздвигается второй зтаж с рублеными или плетенными из прутьев стенами.

Исключительно важное значение имело появление во второй поло¬вине XIX в. жженого кирпича и в начале XX в. сырцового кирпича. Первые заводы по производству кирпича и черепицы были открыты во второй половине XIX в. в г. Владикавказе. Позднее заводы также от¬крылись и в некоторых селах (Заманкул, Старый Батакаюрт, Кадгарон и др.) равнинной полосы Северной Осетии. Это дало возможность многим, преимущественно более состоятельным, крестьянам строить кирпичные дома, а также заменить соломенные крыши своих домов черепичными. В настоящее время наличие у многих -колхозов и совхо¬зов кирпичных заводов, а также крупных государственных комбина¬тов по производству кирпича, черепицы, шифера и пр. дало возмож¬ность строить в основном только кирпичные дома.

Анализ этнографического материала позволяет выявить у северных осетин, живущих на равнине, основные типы жилища, прошедшие в своем развитии определенный исторический путь.

Одним из наиболее древних типов является турлучный дом — из прутьев (кауын хадзар) и из дерева (хъадын хадзар). Такое жилище строилось обычно из двух комнат с сенями (тыргъ), причем главное жилое помещение отводилось под хадзар. Вторая комната считалась гостиной. На одной стороне дома, обычно обращенной во двор, остав¬ляли отверстие для окон и дверей; из-за отсутствия стекла окна дела¬ли маленькими. В комнатах были земляные полы и низкие двери, по¬толком служила внутренняя сторона крыши. Дом обмазывался с обеих сторон глиной и выбеливался. Он имел двускатную крышу, по¬крытую соломой или камышом.

По мере разрастания семьи к этому дому пристраивались новые комнаты для каждого женатого члена неразделенной большой семьи. В результате у осетин образовался новый тип жилища — длинный пря¬моугольный дом (даргъ хадзар), состоявший часто не менее чем из 3—5 комнат с отдельными выходами на террасу (тыргъ). Главное жилое помещение по-прежнему составлял хадзар.

Во второй половине XIX в. у осетин возник еще один тип жили¬ща — квадратный дом (урыссаг хадзар — русский дом), располагавший¬ся обычно фасадом к улице. Этот тип жилища был занесен на Север¬ный Кавказ русскими переселенцами, но в нем отразились и нацио¬нальные особенности — хадзар обычно делали по площади намного больше других комнат, и он оставался центральным помещением семьи.

Во второй половине XIX в. произошли глубокие изменения во всем жизненном укладе осетин, что нашло отражение и в изменении их жилища.

Появился фундамент, что явно способствовало улучшению сани¬тарно-гигиенических условий жилья, особенно в болотистых местах, и изменению планировки дома.

Появление нового строительного материала (жженого и сырцово¬го кирпича, черепицы) позволило, особенно богатым крестьянам, стро¬ить во дворе вместо прежнего длинного дома столько отдельных по¬строек, сколько было женатых членов семьи.

Наблюдения дореволюционных авторов совпадают с данными, со¬бранными во многих селах равнинной Осетии. Эти материалы свиде¬тельствуют о наличии здесь большого количества построек, мало отли¬чающихся по своему облику от городских. Тем не менее еще в первые годы Советской власти в равнинных селах насчитывалось немало ста¬рых турлучных и саманных домов, покрытых соломой и камышом, со¬хранявших нередко и очажное отопление.

Отличительной чертой двора равнинных осетин являлось наличие кунацкой (уазагдон), состоявшей из одной комнаты и располагавшейся, как и у адыгов, вдали от жилых построек, ближе к улице. По словам С. В. Кокиева, кунацкая предназначалась специально для гостей, кото¬рые могли «заезжать туда во всякое время дня и ночи, не спрашивая ничьего на то разрешения». Здесь находились кровать, скамейка, таз и кувган; у осетин-мусульман, кроме того, оленья или козья шкуры для совершения намаза.

В начале XX в. в связи с увеличением количества жилых построек во дворе кунацкая стала размещаться в одной из комнат жилого дома.

Совершенно по-другому развивалось жилище у южных осетин, по¬селившихся в предгорьях на землях грузинских князей. Боясь, что кре¬стьяне могут стать хозяевами арендованных ими участков, князья не разрешали им строить обычные дома. В результате этого южным осе¬тинам, как и их соседям — горским грузинским поселенцам, приходилось жить в полуподземных постройках (ныкканд). Это было продолгова¬тое помещение, разделенное перегородкой на две половины, с отдель¬ными выходами. В одной из них располагалась семья, другая отводи¬лась под хлев. Помещение отапливалось очагом, расположенным в центре; дым выходил через небольшое отверстие в плоской крыше, ко¬торое служило и источником света.
Интересно отметить, что наряду с древним очагом у предков осетин существовал тандыр, остатки которого найдены в Змейском аланском: городище. Несомненно, что он был занесен сюда из Закавказья или из Средней Азии предками осетин.

Кроме того, у осетин, живших в селах Ардон, Кадгарон и Дигора, довольно часто стала встречаться большая русская печь с лежанкой заимствованная ими у русских казаков. В конце XIX в. широко распро¬странилась также и русская железная печь (пец), которая обычно ста¬вилась не в хадзаре, где находился по-прежнему очаг, а в комнатах брачных пар. В это же время в предгорной полосе Юго-Осетии большое применение получила грузинская печь наподобие тандыра, именуемая у осетин турно.

Таким образом, в XIX в. у предгорных и равнинных осетин сущест¬вовало несколько отопительных систем, заимствованных у соседей, в та время как в высокогорных районах по-прежнему господствовал очаг.

Для освещения служила лучина (пазы цырагъ), заготовлявшаяся в определенных местах горной Осетии. Среди них особенно славились Цейское и Кударское ущелья, снабжавшие лучинами многие горные и равнинные селения. Лучины ставились в подсвечники (цырагъдаран) около очага так, чтобы свет равномерно распределялся по всему поме¬щению. В больших патриархальных семьях лучину нередко держал под¬росток или самая молоденькая невестка.

Появление керосиновой лампы в Осетии относится только к 80-м годам XIX в. Но многие жители Юго-Осетии еще до этого пользовались для освещения нефтью, доставлявшейся сюда купцами из Баку в бур¬дюках.

Внутреннее убранство жилищ горных осетин отличалось от равнин-ных, которые, находясь в более благоприятных географических условиях и ближе к городскому населению, внесли много нового в обстановку своего жилища. Наряду с осетинским маленьким круглым столиком, на трех ножках, деревянной тахтой и креслом здесь в богатых домах появились уже в 70—80-х годах XIX в. фабричные столы, стулья, дива¬ны, полированные шкафы и т. д. Вся парадная мебель и ценные старинные реликвии семьи обычно размещались в гостиной. Стены этого помещения у равнинных осетин завешивали войлоками, разукрашен¬ными орнаментом, коврами, а у горных осетин большей частью олень¬ими, медвежьими, козьими шкурами. В отличие от уата убранство хадзара было более скромным, причем вся мебель здесь находилась на мужской половине, куда женщины даже не входили. На стенах мужской половины хадзара часто можно было видеть старинное оружие — писто¬леты, шашки, турьи или оленьи рога, а на центральном большом столбе хадзара — бурки, башлыки, седла и т. д. На женской половине не пола¬галось мебели, кроме одной кожаной подушки, набитой шерстью и предназначавшейся для старшей женщины — афсин. Вся домашняя ут¬варь и предметы домашнего обихода располагались на женской сторо¬не. Здесь же находился у горцев ткацкий станок, большие деревянные сосуды для приготовления сыра и других молочных продуктов.

Постельные принадлежности, состоявшие из шерстяных матрацев и одеял, больших пуховых подушек, прямоугольных и круглых, обшитых фабричными тканями, складывали на кровати особым образом.

При каждом доме был двор (карт), который в горных районах за¬нимал небольшую площадку, огороженную каменным забором, а в равнинной полосе, как и у абхазцев, адыгов, ингушей и чеченцев, дости¬гал довольно больших размеров. Помимо жилых построек па обеим сторонам двора располагались сараи, навесы и кукурузные сапетки.

Под навесами хранили домашнюю утварь, транспортные средства, сельскохозяйственные орудия и т. д. Сарай же летом служил кухней. Двор был отделен от усадьбы плетеным или деревянным забором (быру). Вдали от двора на усадьбе строились скотные помещения, лет¬ние и зимние стоянки, огороженные плетеными заборами, навесы для хранения жормов и т. д.

В конце XIX в. во многих равнинных селах весь двор и усадьбу стали обносить высоким забором из булыжников, скрепленных извест¬ковым раствором (дурын быру). Тогда же появились и большие город¬ские парадные ворота (кулдуар).

Таким образом, уже до революции в равнинных селах Осетии име¬лось большое количество жилых построек городского типа, принадле¬жавших не только кулакам, но и менее состоятельным крестьянам и сохранившихся до настоящего времени. К таким селам, например, мож¬но отнести Ольгинское, Эмаус, Кадгарол, Брут и Эльхотово и др., где, по данным хозяйственных книг, относящихся к нашим дням, подавля¬ющее большинство домов, построенных до Советской власти, принад¬лежало к указанному выше типу. Изменения, которые начали происхо¬дить в жилище осетин уже в первые годы Советской власти, сопровож¬дались, как говорилось, одновременно массовым переселением горцев на равнину и образованием там больших сел. Вначале многие пересе¬ленцы могли строить лишь турлучные дома, покрытые соломой. Только после победы колхозного строя началось широкое жилищное строитель¬ство в осетинской деревне, на смену старым жилым постройкам с со¬ломенными крышами пришли новые современные дома. В строительстве жилища колхозникам большую помощь оказывало государство путем предоставления им кредитов, долгосрочных ссуд, а также строительного материала (лес, кирпич, черепица, шифер и пр.) по твердой цене. Весь¬ма важную роль в этом деле сыграла и организация во многих колхозах кирпичных и черепичных заводов. Помощь колхозов проявлялась не только в снабжении колхозников материалами, но и в строительстве жилищ для инвалидов, вдов, осуществляемом силами колхозных строительных бригад. Отметим, также, что большую помощь в строительстве жилища горским переселенцам оказывали помимо равнинных осетин русские и грузинские мастера. Обычно русские строили фундамент, воз¬водили стены, грузины-рачинцы заготовляли большей частью сами же .лес и делали крышу, двери, рамы, ставни, потолки и полы. В послевоен¬ный период еще шире развернулось жилищное строительство во всех селах равнинной и предгорной Осетии, что объясняется отчасти прито¬ком новых переселенцев с гор. С 1957 по 1958 г., например, в сел. Брут было построено 60 домов, Эльхотове — 50, Кадгароне — 45 и т. д.

Наиболее распространенным типом жилища осетин повсеместно является квадратный дом, состоящий из нескольких смежных комнат, •остекленной веранды или открытой террасы. Дом ставится вдоль улицы на высоком фундаменте (80—90 см), иногда с полуподвалом для хо¬зяйственных целей. Стены его делаются из жженого, реже из сырцового, кирпича и дерева. Он имеет четырехскатную крышу, крытую черепицей, шифером (реже железом или дранкой), и обычно крылечко у парадного входа. Иногда такой дом строится из двух этажей, причем по традиции, идущей от прежнего горского жилища, все парадные комнаты (уат) располагаются во втором этаже, а остальные жилые помещения, в том числе хадзар, находятся в нижнем этаже, где и проходит в основном жизнь семьи, особенно в зимнее время. Дом штукатурится изнутри, а если он не имеет кирпичной облицовки, то и снаружи, и белится изве¬стью; все комнаты имеют дощатые потолки и полы, за исключением хадзара, где пол часто бывает по-прежнему земляной; двери и пере¬плеты окон, ставни, балюстрады веранды покрываются масляной крас¬кой голубого или зеленого цвета.

Наряду с квадратным домом, совершенно не отличающимся от го¬родского типа жилища, распространен, особенно у северных осетин, и другой тип застройки, когда жилые постройки расположены под од¬ной крышей с сараем. Такое жилище, хорошо известное на равнине и в прошлом, имеет 2—3 комнаты, одна из которых хадзар, с отдельными выходами на открытую террасу или стеклянную веранду, и сарай, часто используемый как летняя кухня. Однако в настоящее время этот тип жилища постепенно вытесняется квадратным домом. С исчезновением у осетин больших семей отпала надобность строить и длинные много¬комнатные дома. Характерной чертой современного жилища осетин-му¬сульман является то, что прежде глухая стена дома, обращенная к ули¬це, теперь имеет окна. Во многих случаях дом возводится в глубине двора и обращен фасадом к улице.

Современное жилище горной Осетии характеризуется двумя основ¬ными типами, прошедшими в своем развитии также определенный ис¬торический путь. К первому относится двухэтажный дом, распростра¬ненный преимущественно в высокогорных и отчасти в горных лесистых районах, что объясняется обилием строительного материала, а в прош¬лом, кроме того, стремлением сэкономить землю для посева. В лесистых местах первый этаж такого дома воздвигался из камня, а второй — из дерева или плетеных прутьев; стены его обмазаны глиной с обеих сторон и побелены изнутри. В безлесных районах дом строился целиком из камня.

В прошлом ввиду большой скученности при жилом комплексе дво¬ров не было. Поэтому на улицу из второго этажа попадали через крышу соседнего дома и спускались по внешней каменной лестнице. Одним из главных недостатков этого жилища было то, что во время сильных и продолжительных морозов, особенно часто бывающих в высокогор¬ных районах, семья переходила жить на время в первый этаж, распо¬лагаясь рядом со скотом в отдельном отгороженном помещении.

В настоящее время планировка такого дома существенно измени¬лась. Теперь он строится целиком из жилых помещений с балконом или верандой на втором этаже, имеет двор. Однако в планировке дома со¬хранился и ряд традиционных черт: хадзар по-прежнему делается боль¬ше по размеру и к нему обязательно пристраивается кабис. Изоляция скотных помещений от дома и возведение их вдали от него явились наи¬более важным моментом в развитии горского жилища осетин, создав¬шим нормальные санитарно-гигиенические условия.

Второй тип жилища представляет собой одноэтажный каменный или деревянный дом, состоящий из общей большой кухни, нескольких комнат для членов семьи и гостиной, расположенных часто под одной крышей и в один ряд, имея отдельные выходы на террасу, вытянутую во всю длину дома. К дому примыкают хозяйственные постройки, а иногда и приусадебные участки. Этот тип дома наиболее распростра¬нен в низменных районах, где ему благоприятствует рельеф местности, а в прошлом и большее количество земли по сравнению с высокогор¬ными селами. До революции такие дома были только у очень богатых людей.

Большим достижением в строительстве жилища горных районов является замена в ряде мест Северной и Центральной Осетии, а в Южной почти целиком плоской земляной крыши четырехскатной, покрытой черепицей, шифером, железом или дранкой (последняя получила рас¬пространение исключительно в Юго-Осетии). Эта замена, начавшаяся в ряде мест еще до коллективизации, избавила горцев от ухода за зем¬ляной крышей и обеспечила прочность жилых построек. Во многих высо¬когорных селах Юго-Осетии крыши строят с крутым скатом, чтобы об¬легчить сползание снега, особенно во время сильных снегопадов. Дома с земляными крышами строятся в основном в селах Центральной и Се¬верной Осетии, а также в верховьях Ксани и Арагвы. Характерно, что здесь сохраняются традиционные методы и приемы при сооружении стен, строительстве крыши, во внутреннем убранстве и т. д. Как прежде, при кладке стен между камнями засыпают вместо цемента землю и щебень. Земляная крыша ставится с небольшим наклоном для стока воды. Процесс сооружения такой крыши следующий: сначала уклады¬вают несколько продольных и поперечных балок, затем на них насти¬лают хворост, солому и все покрывают землей или, что считается лучше, глиной, которую утрамбовывают. В прошлом вся крыша главного по¬мещения — хадзара — покоилась в основном на одной центральной бал¬ке (астауыккаг ахараг), которая, в свою очередь, опиралась в центре на огромный столб (астауыккаг саджындз). В этих домах стены и сей¬час нередко возводят выше крыши, с тем чтобы создать открытую пло¬щадку между ними, которая бы служила для «просушки зерна, шерсти, а также для отдыха.

Старое горское жилище осетин не знало, за редким исключением, дощатых потолка и пола. Вместо окон оставляли в стене маленькие отверстия, закрывавшиеся внутренними ставнями из каменных плит или досок; во многих случаях окном служило дымоходное отверстие на кры¬ше — эрдо. Входы были настолько низки, что нужно было сильно на¬гибаться, чтобы войти в помещение. Дверью служила толстая дубовая доска, которая закрывалась своеобразным осетинским замком (ирон гуыдыр).

Хотя уже в начале XX в. в некоторых горных селах появились чу¬гунные и жестяные русские печи, очаг, располагающийся большей Ча¬стью в центре хадзара, оставался до недавнего времени главной ото¬пительной системой. В нем неугасимо летом и зимой поддерживался огонь. В Юго-Осетии, например, для этой цели в очаг подкладывали колоссальных размеров бревна одно за другим, подвозившиеся сюда на волах. Отличительная черта осетинского очага заключалась в том, что он выполнял две основные функции: хозяйственную и религиозную. Над очагом опускалась цепь с крючком на конце, на котором висел котел (аг) для варки пищи или четырехугольная плита из железа или камня для обжарки лепешек.

В советское время была проведена коренная перестройка всего жилища горных осетин на современный лад: во всех жилых помещениях появились большие окна, двери преимущественно городского типа, а в комнатах женатых членов семьи нередко настилают дощатые полы и потолки. Наряду с перестройкой старых домов повсюду началось стро¬ительство новых, в том числе двухэтажных, отличающихся городской планировкой и внутренним убранством. Наибольший размах новое жилищное строительство получило в горных селах Юго-Осетии, что объяс¬няется помимо общего более высокого благосостояния горцев также большим количеством леса. Особенно выделяются в этом отношении Кударское ущелье, где жители после открытия Квайсийского рудника получили широкие материальные возможности строить на месте своих старых небольших каменных построек новые, преимущественно одно¬этажные деревянные дома с четырехскатными крышами, покрытые шифером или дранкой. Такой дом обычно состоит из нескольких комнат современного типа, оштукатуренных или оклеенных обоями, с высокими дверями и большими окнами, закрывающимися двустворчатыми став¬нями, имеет остекленную веранду и городскую отопительную систему. Жилище подобного типа встречается и в других районах Юго-Осетии, что говорит о высоком уровне материального благосостояния колхоз¬ников.

Большие изменения произошли и в использовании жилых помеще¬ний. Наличие отдельных комнат почти для каждого взрослого члена семьи дало возможность теперь освободить хадзар из-под жилья и ис¬пользовать его только как кухню. Лучшая комната в доме отводится .под гостиную. Особое внимание обращает на себя городское убранство комнат: покупные железные или никелированные кровати с чистыми постелями, убранными в традиционной манере, столы, стулья, шифонь¬еры, стенные зеркала, диваны, ковры. Среди этих предметов нередко встречаются и изделия осетинских мастеров, в частности диваны, спин¬ки которых покрыты красивым резным орнаментом. Проще всего об¬ставлен хадзар, где сохранились традиционные черты убранства: на мужской половине вдоль стены стоит длинный стол, за которым обедает теперь вся семья; предметы домашнего обихода и утварь выставляются обычно на женской стороне.

Произошли довольно большие изменения в отопительной системе жилищ. Наблюдается повсеместное распространение печи с плитой ^вместо очага и (почти исчезнувшей из быта осетин русской железной печки, а также появляется голландка, применяемая часто в квадратных домах для отопления смежных комнат. Наряду с этим летом исполь¬зуются времянки (сардыгон пец), устраиваемые часто в сараях и реже под навесами во дворе для выпечки хлебов и приготовления пищи.

Бажным событием в жизни осетин явилась электрификация кол¬хозного села, проводившаяся по всей равнинной и Предгорной Осетии и способствовавшая развитию хозяйства и повышениях общей культуры населения, что привело к изменениям и в быту колхозников. В домах колхозников появились стиральные машины, холодильники и другие электроприборы.

Вместе с тем следует отметить, что электричество отсутствует до сих пор во всей Центральной и во многих горных районах Южной Осетии, что является большим препятствием на пути хозяйственного и куль¬турного развития горцев.

После организации колхозов и обобществления скота отпала необ¬ходимость строить во дворах многочисленные скотные помещения. Од¬нако во дворе по-прежнему можно часто встретить крытое строение, где обычно совершаются пиршества, свадьбы и похороны, в нем же часто хранят кукурузные початки. Кроме сарая во дворе расположены хозяй¬ственные помещения. Фруктовые деревья и клумбы придают двору при¬влекательный вид. Двор и усадьба обносятся по-прежнему плетеным, деревянным и реже каменным забором. Дом имеет большие деревянные ворота с калиткой, покрашенные масляной краской красного цвета и опирающиеся на массивные своды из жженого кирпича. Следует отме¬тить, что жилища осетин как гордых, так их равнинных имеют много общего с жилищем соседних народов, что говорит о многовековых куль¬турных взаимосвязях этих народов. Вместе с тем в жилище осетин име¬ется ряд существенных черт, которые отсутствуют у соседних народов. Приведенный материал свидетельствует о коренных изменениях в жи¬лище осетинского крестьянства, происшедших за годы советской власти, показывает неуклонное сближение сельского и городского жилища.


Б. А. Калоев. Осетины.

 

 

 

 

 

 


Другие новости по теме:

  • Патронимия
  • Осетинская семья
  • Поселения Осетин
  • Пища
  • Особа (этнографический очерк, стр. 3)
  •  

     

     

     

    Просмотров: 16879 | Автор: admin | Дата: 2 октября 2007 | Напечатать

     


     
         

     

     

     

    Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
    Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

     
      Главная страница | Новое на сайте

    Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
    При использовании материалов гиперссылка обязательна!