Одежда » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Одежда » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Октябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)
Июнь 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Одежда

Раздел: Быт Осетин  

 
 

Национальный костюм осетин, издавна подвергавшийся постепенно¬му изменению и усовершенствованию, сохранялся еще в советское вре¬мя и начал выходить из употребления, в первую очередь у равнинных осетин, только к началу 40-х годов XX в.

Этнографический и археологический материал является ценным ис¬точником для выяснения происхождения отдельных наиболее важных элементов общекавказского костюма, в частности бешмета, головного убора, обуви.

Осетинская национальная одежда имела много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что было, видимо, обусловлено общекавказ¬ской этнической основой и общностью географических условий, но ни¬когда не имела абсолютного сходства. Лишь Клапрот находит неко¬торые различия в костюмах у осетин и адыгов: «Одежда осетин похожа на черкесскую,— пишет он,— но несколько длиннее и сделана с меньшим вкусом». Несомненно, что горский костюм, приписывавшийся необоснованно многими дореволюционными авторами только черкесам, соз¬даваясь веками, был широко распространен почти по всему Кавказу. В то же время этнографический и археологический материал дает воз¬можность определить в осетинской национальной одежде наличие эле¬ментов, принесенных из других областей в процессе этногенеза народа. К ним следует отнести шапку, бешмет, пояс, шубу, бурку. По мнению В. И. Абаева, их названия восходят к древнеиранскому языку. Сюда же можно причислить и матерчатые или кожаные полусапожки, являв¬шиеся необходимой обувью воина и часто встречаемые в изображениях на скифо-сарматских памятниках.

Хозяйственная деятельность осетин в прошлом, географические ус¬ловия, социальные различия, а также влияние соседних народов нала¬гали определенную печать на костюм этого народа. До присоединения к России одежда осетин, проживавших в труднодоступных горных ущельях, изготовлялась преимущественно из материала, который про¬изводился в их натуральном хозяйстве. Грузинский автор конца XVII в. Вахушти, говоря об Осетии, отмечал: «В здешней стране нет льна, ко¬нопли, хлопка и шелка, чтобы из всего этого приготовить себе одежду, и потому большая часть овсов (осетин.— Б. /(.) обходится овечьими шкурами...». Видимо, Вахушти дает характеристику одежды широких слоев населения и поэтому не упоминает не только об изготовлении в Осетии прекрасного домотканого сукна, получившего большое распро¬странение в самой Грузии, но и о привозе осетинами из Тбилиси, Гори и Кутаиси различных тканей, в том числе шелка, а также конопли и хлопка. Как отмечают путешественники XIX в. по Осетии, труднодо¬ступные горные перевалы не являлись препятствием для поддержания постоянных торговых связей с Грузией. В середине XVIII в., после ос¬нования Моздока, в Осетию стали проникать при посредстве армянских купцов и русские фабричные ткани. В этот период, в Осетии появился, например, русский холст (четан).

Во второй половине XIX в. в связи с развитием Капиталистических отношений в самой Осетии, ростом земледелия и скотоводства основным материалом для одежды, особенно у равнинных осетин, становятся фабричные ткани, «Горец (так называли всех без исключения осетин, живущих как в годах, так и на равнине.— Б. К.) уже не ограничивается одной парой белья и бешметом,— писал Ардасенов, — не только себя, но и детей и вообще семейство стал одевать гораздо лучше: рядом с буднич¬ным у него можно видеть и чистое, праздничное платье, которое почти исключительно шьется из покупного материала». Однако до рево¬люции наряду с покупными материалами большим спросом пользовал¬ся еще шерстяной материал собственного производства.

Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. «Есть между ними,— отмечает Кокиев,— знаменитые швеи и закройщицы, ко¬торые способны по одному взгляду издали на талию скроить и сшить черкеску безукоризненно. Отлично умеют они также выкрашивать сук¬на во все цвета».

Одежду шили вручную, особенно в горах, куда швейные машины стали проникать в конце XIX — начале XX в. Так, по словам 75-летне¬го Леско Бурнацева (сел. Тапанхъау), появление первой швейной маши¬ны в Нарском ущелье относится только к 1900 г.

Характерной особенностью национальной осетинской одежды явля¬лось сходство верхнего мужского и женского платьев по покрою и спо¬собу ношения. Сходство это до недавнего прошлого проявлялось в покрое бешмета, отчасти в обуви, а в средние века и в головном уборе. Это свидетельствует, как нам думается, о существовании у предков осетин единого костюма, отвечавшего требованиям их военного быта; об этом же говорят и археологические находки, относящиеся к скифской и аланской эпохам.

Национальная мужская одежда осетин состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а так¬же из шубы, бурки и башлыка. На тело надевалась туникообразная рубашка (хадон) с широкими рукавами, прямым разрезом на груди и без воротника. Судя по письменным источникам, в XVIII в. ее шили в горах из привозного холста, реже из белого тонкого домотканого сук¬на. В XIX в. она делалась исключительно из ситца. Подол рубаш¬ки заправляли в шаровары (шалбар), отличавшиеся большим сходст¬вом по покрою и способу ношения со старинным типом штанов сосед¬них горцев и русских. Пожилые часто носили зимой, особенно в горах, штаны из обработанных овечьих шкур (цартай шалбар). Штаны шили у равнинных осетин из черной фабричной ткани, а в горах и из домотка¬ного сукна. К верхней части штанов пришивалась обычно другая мате¬рия (комдал) для вздержки шнурка; штаны делали суживающимися книзу. Мужчины среднего достатка заправляли их в матерчатые или сафьяновые ноговицы (зангайта), обшивавшиеся сверху галунами из шелковой, реже серебряной нитки, а более богатые — в сапоги. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.

Поверх рубашки надевали бешмет (курат) длиной ниже колен, плотно облегавший тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы. К бешмету пришивался стоячий воротник. На кон¬цах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пугови¬цами из тесьмы и петлями из нее же. Бешмет шили преимущественно из черной или белой ткани на подкладке, аналогичной по цвету черкеске. В некоторых местах большим шиком считался белый бешмет с серой черкеской, но мужчине, которому исполнилось 50 лет, не полагалось более показываться в белом бешмете. Бешмет для повседневного но¬шения делали обычно из более простого материала: в горах — из до¬мотканого сукна, а на равнине — из темной фабричной ткани. Он слу¬жил также верхней одеждой женщины, отличаясь от мужского только отсутствием воротника, большей длиной и более ярким цветом.

Таким образом, очевидно, что бешмет составлял один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глу¬бокой древности. По мнению В. И. Абаева, этимологически термин «курат», широко распространенный у многих народов Средней Азии в форме курте (туркменок.), курата (таджик., узбек.) и Кавказа — курт (лезг.), ккурти (лаке) и т. д., восходит к скифскому периоду. Возмож¬но, этим термином назывался скифский кафтан, изображение которого очень часто встречается на археологических памятниках, открытых осо¬бенно в большом количестве на юге нашей страны и в горном Алтае. Так, на серебряной вазе из знаменитого Чертомлыцкого кургана, как и на многих других предметах, скифские воины изображены в коротких кафтанах без воротников, обтянутых по талии, с рукавами длинными и узкими. Более близким по покрою к современному осетинскому бешмету являлся скифский кафтан со стоячим воротником. В него одет всадник, изображенный на ковре из пятого Пазырского кургана горно¬го Алтая. Несомненно, что бешмет большей частью со стоячим во¬ротником являлся основной одеждой аланского воина в период сред¬невековья, о чем говорят, например, находки из Змейских аланских катакомб, среди которых обнаружены части бешмета со стоячим воротником. Наконец, найденный нами в 1959 г. в склепе возле сел. Далагкау бешмет с невысоким воротником особенно поражает своим сход¬ством со скифо-аланским кафтаном.

Впрочем, бешмет такого типа в средние века, по-видимому, стано¬вится одним из главных элементов костюма и других северокавказ¬ских -племен, в частности адыгских, о чем свидетельствуют находки ча¬сти одежды из белоречеоких и других адыгских 'Курганов, датируе¬мых XIV—XV вв.

Возникновение черкески (цухъхъа) у осетин относится, по-види¬мому, к послемонгольскому периоду и связано несомненно с появлени¬ем у них огнестрельного оружия. Первое упоминание о черкеске у осетин мы находим лишь в XVIII в. у Штедера, который называет ее каф¬таном. Судя по его описанию, кафтан этот имел на груди «от 5 до 8 пат¬ронов в деревянных или костяных цилиндриках».

Черкеску шили из местного сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого
и даже красного), из которых наиболее распространенными были серый (цъах) и черно-коричневый (мора). Высоко ценилось для черкески также сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Во вто¬рой половине XIX в. черкески шились и из привозного фабричного сук¬на. Степень достатка горца нередко определялась по его черкеске из дорогого фабричного сукна (скалад цухъхъа} и имевшимся на ней бога¬тым украшением. Черкеска бедного шилась обычно из грубой серой домашней ткани (цъах цухъхъа). По покрою осетинская черкеска почти ничем не отличалась от покроя черкески соседних народов Кавказа. Она шилась в талию с цельной спинкой, со вставными боковыми клиньями, без воротника, имела подкладку до поясницы и в рукавах до локтя из сатиновой или шелковой материи. Рукава черкески дела¬лись широкими, прямыми, намного длиннее кисти руки, так что их при¬ходилось отворачивать (только во время танцев рукава спускали во всю длину). Длина черкески зависела от вкуса ее владельца и от ее назна¬чения. Для верховой езды черкеска делалась более короткой. На каж¬дой стороне груди черкеска имела от шести до десяти газырей (барцыта) в зависимости от социального положения ее владельца. Появление черкески относится к тому периоду, когда горцы уже располагали ог¬нестрельным оружием, необходимый запас пороха для которого храни¬ли в газырях еще в первой половине XIX в. Слово «барц» на осетинском языке означает «норма» (т. е. норма одного заряда пороха). Позже газыри стали украшением праздничной черкески. Они делались в основ¬ном из дерева и кости. Богатые осетины отделывали газыри серебром и золотом.

Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и по¬яс, украшенные часто серебром.

В начале первой мировой войны вместо бешмета и черкески в ка¬зачьих терских и кубанских войсках был введен новый вид одежды, отличавшийся от покроя черкески наличием воротника и кармашков вместо газырей, который получил название «бечераховка». Этот вид одежды вскоре распространился не только среди местного населения, но и по всему Кавказу. Появление бечераховки было вызвано необходимостью экономии материала на одежду для терских и кубанских казачьих войск, носивших прежде полный горский костюм.

Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят; на шее она завя¬зывалась или застегивалась на пуговицы. Большим спросом у южных осетин, как и у грузин, пользовались андийские бурки, а у северных — кабардинские, отличавшиеся лучшим качеством. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью. Кроме бурок в некоторых районах Юго-Осетии носили летом от дождя простые накидки из грубой тка¬ни (хъисын), очень сходные с подобной одеждой скифов, часто встре¬чаемой в изображениях на археологических памятниках.

По-видимому, бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочев¬ника, являлась одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ.

К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), слу¬жившая зимней верхней одеждой. Ее шили двух видов: овчинный тулуп (уагъд карц), считавшийся в основном принадлежностью небогатых лю¬дей пожилого возраста, и барашковая шуба (уалдзарм карц), которую-носили более состоятельные люди. Последняя шилась по фигуре со сбо¬рами в талии, с меховым отложным воротником, покрывалась сверху домашней или фабричной тканью.

Большим разнообразием отличались головные уборы. Летом осе¬тины носили войлочные шляпы (нымат худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различ¬ную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха (тинтычъи худ), считавшиеся праздничными. Войлочные шляпы — характерный головной убор и других народов Северного Кав¬каза, в том числе терских и кубанских казаков, приобретавших их у гор¬цев. Зимним головным убором служили большие овчинные и барашко¬вые шапки (уалдзарм худ), которые, по словам С. Кокиева, делали лю¬бых размеров, «начиная от самых изящных и миниатюрных до самых грандиозных, как стог сена».

Возникновение в конце XIX в. во Владикавказе специальных ша¬почных мастерских способствовало распространению более низких кара¬кулевых «бухарских» шапок и значительному изменению традиционно¬го покроя высоких шапок, имевших форму усеченного конуса. Эта характерная особенность осетинского головного убора свидетельствует о его преемственности от скифов и алан. По Штедеру, осетинский головной убор в XVIII в. состоял «из высокой набитой татарской шап¬ки». Наличие скифской остроконечной шапки у алан в средние века известно из находок в аланских катакомбах Северной Осетии. Под¬тверждение преемственности ее от скифов у осетин, как -и у абхазцев, мы находим также в литературе и этнографическом материале.

К традиционным головным уборам осетин относился, кроме того, башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов.

Судя по его тюркскому названию, он был, по-видимому, зане¬сен тюрками-кочевниками из Средней Азии. Но его возникновение от¬носится к более глубокой древности: башлык очень напоминает древнеиранский войлочный головной убор, входивший в комплекс костюма скифов. У осетин башлык, изготовлявшийся преимущественно из козьего пуха и верблюжьей шерсти, являлся особенно почетным видом одежды и служил головным убором как для мужчин, так и для женщин. Он считался одним из лучших подарков невесты, предназначав¬шихся для родственников жениха, в частности для его брата (тиуы хуын). Обязательными подарками от матери невесты жениху были так¬же башлык и бурка. Наконец, башлык часто клали с покойником в мо¬гилу, его давали в качестве приза на скачках в честь умершего. Все это говорит о глубокой традиционности бытования у осетин этого вида го¬ловного убора.

Национальное своеобразие мы находим и в мужской обуви осетин» Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного сафьяна; она со¬стояла из чувяк (хадбын дзабырта), скроенных из цельного куска, и ноговиц (зангайтта) или же из мягких сапог того же покроя, что и чу¬вяки (хадбынта). Обувь эта украшалась национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой, а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали специальными ремешками (зангбаттанта), имевшими у богатых золотые или серебряные украшения. Такую обувь шили обычно на глаз с расчетом, что сафьян растягивается, и надевали ее на голую ногу, причем перед этим обувь внутри смачивали водой и смазывали мылом. Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так как быстро изнашивалась. Обычно к ней пришивали подошвы из коровьей или телячьей кожи.

Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.

Наиболее распространенной в быту и для верховой езды обувью (сохраняющейся до сих пор) является обувь из домотканого сукна в виде чувяк (дзабырта) и полусапог (уалфаджын, дзабырта), не встре¬чаемая у оседлых народов. Верх и тех и других изготовляли из про¬строченного сукна или фабричной материи и с обеих сторон, а также сзади и у носка обшивали узкой сафьяновой полоской. Подошвы (уафсыта) делали из прокопченной воловьей или буйволовой кожи, которую подшивали при помощи трехгранной иголки (арцынз) прочной льняной ниткой (бахсныг). Обувь эту носили с длинными ноговицами из домаш¬него сукна или реже с шерстяными носками. Зимой во время работы или при верховой езде надевали шерстяные или овчинные набедренники (уарагдаранта). По-видимому, обувь из ткани существовала и у пред¬ков осетин, о чем можно судить по изображениям воинов на многочисленных скифских памятниках, где мы находим большое сходство меж¬ду скифскими кожаными и матерчатыми полусапожками и осетински¬ми .

Следует отметить, что от них коренным образом отличается обувь из сыромятной кожи, характерная для всего горного Кавказа. У осетин такая обувь делалась трех типов из толстой обработанной воловьей кожи. К первому относится наиболее распространенная в горах Осетии обувь с плетенной из ремешков подошвой (арчи), наиболее удобной при хождении по горам. В этой обуви осетины безопасно переходят по самой скользкой и крутой дороге и могут прыгать со скалы на скалу. Харак¬терно, что в 1830 г. генерал Абхазов, направлявшийся на подавление восстания тагаурцев, приказал обеспечить всех солдат этой обувью, чтобы они могли пройти по горным крутизнам, «где чрезвычайно сколь¬зит обыкновенная обувь». Арчи наполнялась мягкой сухой травой (фасал) и надевалась на голую ногу. Обувь второго типа (арчиаг дзабыр), как и первого, делалась из цельного куска кожи высотой до щи¬колотки со швом спереди. Она завязывалась шнурками и носилась преи¬мущественно зимой жителями Центральной и Северной Осетии. Эта обувь широко бытовала также и у других горцев горной и равнинной полосы Северного Кавказа. Третьим типом обуви были къогъодзи, из¬готовлявшиеся в виде чувяк также из цельного куска кожи. Носили ее с длинными шерстяными ремешками для подвязывания на щиколотке. Наибольшее распространение она имела у южных осетин и у всех наро¬дов Закавказья. Все перечисленные виды обуви из сыромятной кожи встречаются еще в горах у колхозных чабанов.

Осетинский традиционный женский костюм ничем существенно не отличается по своему покрою от мужского. Найденные в аланских ка¬такомбах, в частности в Змейских, мужские и женские кожаные шлемы имели один и тот же покрой. Отличие проявлялось в большем количест¬ве украшений на женских головных уборах. Можно полагать, что различия в мужской и женской одежде осетин сформировались в после-монгольский период, хотя в ней сохранился ряд общих элементов вплоть до недавнего времени. К последним относятся бешмет, сафьяновые и матерчатые чувяки, а также сходные черты ,в покрое верхних женских платьев с черкеской и старинных мужских и женских Головиных уборов. Это сходство в головных уборах было подмечено еще в начале XIX в. Клапротом: «У черкесов и осетин девушки и молодые женщины носят круглые шапки, подобно мужчинам». Чтобы дать полное представ¬ление о традиционной женской одежде осетин, мы приведем описание двух женских костюмов, найденных нами в 1959 г. в склепе около сел. Далагкау Куртатинского ущелья. Костюмы эти относятся, по-види¬мому, к периоду не ранее середины XIX в. и, судя по материалу, принадлежали женщинам из богатых семейств. Верхней одеждой одной из женщин был длинный бешмет без воротника, со вшитыми суживающи¬мися рукавами. Он был покрыт сверху желтой шелковой материей, про¬стеган вручную сверху донизу полосами. Бешмет имел подкладку из фабричной ткани того же цвета. Он застегивался на груди до пояса семью пуговицами (агънаджыта) из черной шелковой тесьмы. Концы рукавов имели прямые разрезы, которые застегивались такими же пу¬говицами. Бешмет сшит, подобно черкеске, по фигуре со сборами и талии. Под бешметом надето платье, не отличающееся от него по по¬крою, сшито оно из менее качественной фабричной материи на подклад¬ке, по длине бешмета, также без воротника. Платье это, представляю¬щее собой один из типов распашной одежды, застегивается четырьмя пуговицами из шелковой тесьмы. Под ним надета нательная рубашка из красной фабричной материи с круглым вырезом на шее, прямым не¬большим разрезом на груди и длинными рукавами. Ворот, разрез и края рукавов ее обшиты полосой из шелковой материи другого цвета.

Второй женский костюм из Куртатинского склепа оказался более полным, кроме перечисленных предметов одежды на женщине был на¬дет жилет (къандзол), сшитый из красной шелковой материи на под¬кладке. Жилет, украшенный спереди орнаментом из серебряной нити, являлся обычно необходимой принадлежностью праздничной женской одежды.

Среди наших находок имеются, кроме того, два небольших голов¬ных платка из белой фабричной материи, покрывавших непосредствен¬но волосы (сарбаттан). Эти платки также дают представление о голов¬ном уборе осетинки того времени.

К комплексу старинной осетинской женской одежды относились кроме отмеченных предметов длинные шаровары, спускавшиеся до щико¬лоток, чувяки из сукна и сафьяна, похожие по покрою на мужские, но сшитые более изящно.

В конце XIX — начале XX в., как показывает этнографический ма¬териал, происходит дальнейшее развитие всего женского костюма. С расширением экономических и культурных связей и усилением взаимо¬влияния культур соседних народов, а также под влиянием города у осетинок появляются новые виды одежды. Девушки и молодые женщины перестают носить традиционный бешмет, но он остается еще достоянием женщин среднего возраста и пожилых. Меняется покрой праздничного женского платья со сплошным разрезом спереди (разкъарткъаба), поч¬ти не отличавшегося прежде по своему покрою от черкески (рукава платья были более узкими, чем у черкески). Теперь оно шьется с пря¬мой спинкой, без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом и пе¬рехватывается, как и прежде, серебряным поясом. Под ним обычно_ подвязывался богато орнаментированный бархатный передник (цыбьСр-курат), который выступал из-под платья, особенно во время танца. Рукава платья делались обычно узкими. В некоторых случаях они шились с разрезом от локтя и их делали длинными, раструбом расширяющими¬ся книзу. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава (уаларм дысджын), сделанные из тя¬желого, расшитого золотыми нитями бархата бордового или темного цвета, обычно того же цвета, что и платье. Стан стягивался золотым или позолоченным поясом (камари), нередко его делали из серебряной ка¬нители с обязательной золотой или позолоченной пряжкой.

Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины (до рождения первого ребенка) была невысокая круглая бархатная или шелковая шапочка на картонном каркасе, рас¬шитая золотым или серебряным галуном. Шапочка эта известна также адыгам и очень напоминает древний аланский женский головной убор, обнаруженный в аланских катакомбах. Сверху шапочки носили лег¬кий платок из тюля или газа. Однако описанный выше праздничный женский костюм требовал больших материальных затрат и времени для своего изготовления, а поэтому далеко не все, особенно жители от¬даленных горных ущелий Центральной и Южной Осетии, могли приобре¬сти его.

Во второй половине XIX в. у осетинок появился новый вид одежды,, по-видимому воспринятый ими у городского населения и распростра¬ненный также у соседних русских казачек. Он состоял из юбки и коф¬ты, носивших и у осетин такое же название. Кофта шилась по фигу¬ре со стоячим воротником и длинными рукавами, зачастую с широкими манжетами, а юбка делалась широкой, со сборами в талии.

Однако в соответствии с эстетическими вкусами осетин этот вид одежды вскоре претерпел у них определенные изменения: кофта обычно пришивалась к юбке, а на груди кофты делался разрез для вставки из шелка или бархата другого цвета, которая украшалась золотыми, а ча¬ще позолоченными или серебряными нагрудными украшениями (агънаджыта). Под низ надевалась нижняя юбка также из шелковой ткани одинакового с нагрудником цвета, украшенная по нижнему краю орна¬ментом из блесток и бисера. Такой костюм вскоре стал употребляться женщинами в качестве праздничного. В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим воротником, обычно с «прямым разрезом на груди до пояса (а иногда с небольшим разрезом), с суживающимися к запястью рукавами (къазкухта); платье застегивалось на железные крючки. Под платье непременно надевали нижнюю юбку. В горах наиболее распространенным видом одежды была кофта с жи¬летом (къандзол) и юбка; для зимы их шили из домашнего сукна. Теп¬лой зимней одеждой служили также стеганые куртки (фуфайки), полу¬шубки, самодельные шерстяные и покупные теплые платки, а у бога¬тых — бешметы, покрытые дорогой шелковой тканью. Наряду с само¬дельными чувяками из сафьяна и домашнего сукна на сыромятной по¬дошве в начале XX в. значительное распространение, преимущественно среди богатых, получили и приобретаемые в городе башмаки (паша-пошки), галоши и туфли.

Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и на дворе могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, она накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белую вязаную шелковую косынку. После выхода замуж она уже нигде не, имела права появляться без головного убора.

Украшения осетинок не отличались особым богатством (по сравне¬нию, например, с дагестанскими). Женщины из более состоятельных се¬мей носили золотые и серебряные кольца, серьги, ожерелья и дорогие бусы. Надевали украшения, придерживаясь определенной традиции. Бусы, например, надевали на девочку через год после рождения, а коль¬ца — когда она выходила первый раз на танцы. Со стремлением придать фигуре девушки более стройный и изящный вид было связано и ноше¬ние ею, начиная с 10 — 11 лет и до дня свадьбы, особого нагрудника-кор¬сета (калынкарц) из сафьяна или фабричного полотна.

Одежда мальчиков и девочек ничем не отличалась ни по материа¬лу, ни по покрою от костюмов взрослых. Верхней одеждой для девочки служило то же длинное платье с разрезом спереди или кофта и юбка, а для мальчиков — бешмет, шаровары и пр.

Траурный костюм осетин отличался от обычного только темным цве¬том. «Вдова-осетинка в знак траура надевает черное платье, сделанное из толстого местного изделия сукна, и сорочку из черной шерстяной жесткой материи».

Как мы уже отмечали, хотя изменение в традиционной одежде осетин и началось задолго до революции, в целом она сохранялась еще до начала 40-х годов, а в горной Осетии — в более позднее время. Рост благосостояния сельского населения в годы Советской власти спо¬собствовал широкому проникновению в быт осетин фабричных тка¬ней и готовой одежды. Уже в первые годы Советской власти мужская одежда осетин претерпевает значительные изменения. Самодельная обувь все чаще заменяется сапогами, ботинками, галошами. Большое распространение получила и так называемая кавказская рубашка — ши¬рокая, с высоким стоячим мягким воротником. На груди и на концах рукавов ее имелись застежки в виде мелких шнурковых узелков и та¬ких же шнурковых петель. Чаще всего рубашка шилась из шелковой материи, белого фабричного полотна или темного сатина, а в горах иногда из домашнего сукна. Кавказская рубашка надевалась вместо бешмета под черкеску. Позже она вытеснила и черкеску, ее надевали зимой под покупной пиджак, пальто или шубу, а летом под плащ. Ру¬башку носили навыпуск и подвязывали обычно узким кавказским поя¬сом с серебряным набором.

Значительное разнообразие проявляется и в современных головных, уборах: осетины носят и шапки, и войлочные шляпы, и кепки, и фураж¬ки, а в горах нередко сохраняются и башлыки. Среди верхней теплой, одежды, особенно у равнинных осетин, часто встречаются городское пальто, тужурки, стеганые куртки и пр.

В настоящее время, однако, в повседневном быту элементы муж¬ского национального костюма сохраняются больше, чем женского. Это объясняется, видимо, более устойчивыми традициями мужского костю¬ма, выработанными веками. Такие элементы мужской одежды, как па¬пахи и войлочные шляпы, отделанные серебром пояса, сапоги кавказ¬ского образца, «кавказская» рубашка, сочетаются с покупной город¬ской одеждой.

Почти полностью сохранился прежний костюм горцев у колхозных чабанов и пастухов. Наряду с покупной одеждой (стеганые куртки и брюки, сапоги, плащ-палатки и пр.) они носят традиционные папахи, шубы, бурки, обувь из сыромятной кожи (особенно часто в горах на летних пастбищах) и т. д. Элементы национальной одежды широко встречаются и в рабочем костюме колхозников, отличающемся от по¬вседневного также более простым качеством материала. В состав ра¬бочего костюма часто входят, особенно во время полевых работ, само¬дельные войлочные шляпы, матерчатые чувяки на подошве из сыромят¬ной кожи; последние надеваются с носками, в которые заправляют шаровары. По-городскому одеваются не только жители равнинной по¬лосы, но и горцы из высокогорных сел. Этому способствуют рост их культуры и благополучия, появление в большом количестве городской одежды в сельских магазинах, установление транспортных связей с городами.

Еще более разительные изменения произошли в национальной жен¬ской одежде. В прошлом отсутствие материальных средств и укоренив¬шаяся традиция не позволяли женщине, особенно из бедных семей, но¬сить теплую зимнюю одежду. Пальто заменялось обычно теплым платком, ватной кофтой, а у более богатых — бешметом. В первые годы после революции была проведена у горцев Северного Кавказа, в том числе у осетин, агитационная кампания под лозунгом «пальто горянке», в селения завозились и продавались по льготной цене женские пальто. Пальто наряду с другой городской одеждой прочно вошло в костюм осетинки.

В настоящее время костюм осетинки сельских местностей мало от¬личается от городского. Традиционные черты больше всего сохраняются в одежде пожилых женщин, которые носят обычно длинные в талию платья с прямым разрезом на груди и прежние головные уборы. Мо¬лодые женщины надевают городские платья самого разнообразного покроя, но обязательно с длинными рукавами. Необходимой принадлеж¬ностью повседневного костюма женщин пожилого и среднего возраста служит фартук (раздаран) или реже сарафан (сарафан). Значительное распространение имеют наряду с городской обувью традиционные ма¬терчатые чувяки на подошве из сыромятной кожи, очень удобные для повседневного ношения дома.

Национальный костюм остается обязательным для невесты в север¬ных и центральных районах Осетии, а также в некоторых высокогорных селах Юго-Осетии. У остальных южных осетинок он заменен обычным костюмом городского покроя. Интересно, что исчезновение свадебного национального костюма у южных осетинок, особенно в долинах, отно¬сится еще к дореволюционному периоду, что объясняется, по-видимому, наличием смешанных браков с грузинами. Современный национальный свадебный костюм имеет более упрощенные формы: он состоит из платья с разрезом спереди, белой шелковой косынки, серебряных нагрудных украшений и серебряного пояса.

Из элементов традиционного женского костюма в Северной Осетий стойко держатся также платки местной работы, связанные из шелко¬вых или шерстяных ниток. Особенно славятся шелковые орнаментиро¬ванные платки с длинными кистями (хауджын калмарзан), изготовляю¬щиеся осетинками с большим вкусом. Платки эти, наиболее распростра¬ненные у северных осетинок, носят дома молодые невестки, их надевают все женщины в торжественных случаях и при гостях. Наряду с этим многие женщины носят различные покупные летние и зимние головные-платки. Постепенно исчезает обычай, по которому женщина должна была обязательно -носить головной платок и по-особому завязывать его. В настоящее время не только девушки, но и многие женщины (да¬же в -горах) ходят с открытой головой.

Таким образом, насколько позволяют проследить этнографические и письменные источники, с начала XIX в. осетинская национальная одежда претерпела большие изменения. В развитии этого процесса ска¬залось влияние соседних горских народов и русских казаков, проник¬новение капиталистических отношений в осетинскую деревню. В совет¬ский период благодаря культурному развитию, росту материального благосостояния и расширению экономических связей изменения в на¬циональном осетинском костюме стали еще более разительны; грани между одеждой городского и сельского населения постепенно стираются.

Современный национальный осетинский костюм сохраняется лишь, в качестве праздничного, а отдельные его элементы, сочетаясь с городскими, входят в состав повседневной одежды осетин.



Б. А. Калоев. Осетины.

 

 

 

 

 

 


Другие новости по теме:

  • Домашние промыслы и ремесла
  • Скотоводство у Осетин
  • Пища
  • Литература и искусство
  • Жилище
  •  

     

     

     

    Просмотров: 41123 | Автор: admin | Дата: 2 октября 2007 | Напечатать

     


     
         

     

     

     

    Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
    Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

     
      Главная страница | Новое на сайте

    Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
    При использовании материалов гиперссылка обязательна!