Домашние промыслы и ремесла » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Домашние промыслы и ремесла » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Октябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Домашние промыслы и ремесла

Раздел: Быт Осетин  

 
 

Важное место в хозяйстве Осетии в XIX — «начале XX в. занимали домашние промыслы. Наибольшее развитие получили те из них, которые были связаны с имеющейся сырьевой базой.

Скотоводство обеспечивало натуральное хозяйство горцев продук¬тами и сырьем. Из шерсти осетинки изготовляли превосходные сукна, считавшиеся в Терской области наилучшими и широко известные под названием «осетинских сукон». С давних времен изготовлялись вой¬лочные изделия — шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и др. Был развит скорняжный промысел, заключавшийся главным об¬разом в обработке овчины и, реже, козьих шкур. Из овчин делались шубы, папахи, мужские брюки, обувь и т. д.

Наибольшее развитие в XIX в. в горах Северной и особенно Цент¬ральной Осетии, где овцеводство составляло ведущую отрасль хозяй¬ства, получило суконное производство. Здесь в отличие от других районов Осетии сукно производилось как для собственного употребления, так и для продажи. Отсюда шерсть сбывалась в Юго-Осетию и на рав¬нину Северной Осетии, где из нее изготовлялись сукна, войлок и дру¬гие предметы для собственного употребления. Особенно высоко цени¬лось сукно из козьего пуха, которое в основном использовали для шитья башлыков и, реже, черкесок.

Изготовление сукна начинается с подготовки шерсти. Шерсть сна¬чала моют с мылом, просушивают, а затем чистят и сортируют. Очища¬ют шерсть руками, отделяя от нее разный сор и самую длинную гру¬бую шерсть, после чего начинают расчесывать на специальном греб¬не (пиран), состоящем из металлических острых зубьев, насаженных на деревянную подставку. Клочок шерсти расчесывается по обе сто¬роны гребня до тех пор, пока вся грубая шерсть не отойдет от мяг¬кой (подшерстка). Затем шерсть делится на два сорта — длинную и короткую. Длинная идет на основу, т. е. на продольную нить ткани, короткая — на уток, т. е. на поперечную нить. После расчесывания шерсть взбивают лучком (фадзагъдан), состоящим из дугообразной хворости¬ны с натянутой на нее ниткой.

Второй этап подготовки шерсти для тканья — это прядение шерсти и сучение ниток. У осетин не привились самопрялки, широко распро¬страненные у терских казаков и некоторых других горцев. Осетины :пряли в основном веретеном (алхуи), отличающимся довольно прими¬тивным устройством. Прядение ведется руками, шерсть вытягивается и накручивается на веретено. Пряжу, предназначенную для основы, прядут особо и сматывают с веретен на четыре специально вбитых в землю колышка. Нить пряжи наматывается на колышки рядами. Затем ее снимают с кольев, завязывают петлями (хъулта), и пряжа готова для тканья.

В Осетии употреблялся весьма примитивный ткацкий станок, имев¬ший большое сходство с подобными ему станками у ингушей, чеченцев и балкарцев и отличавшийся во многом от дагестанского ткацкого станка. Он состоит из кресла, на котором сидит ткачиха; впереди под руками ткачихи находится горизонтально вращающийся валик, на который прикрепляются нитки основы и наматывается уже сотканное сукно.

Последний процесс обработки сукна состоял в его уваливании. После тканья сукно мыли в теплой воде с мылом или же в серно-щелочных минеральных водах, имевшихся во многих селах горной Осетии; затем его уваливали ногами, после чего мыли в холодной воде, а затем вновь уваливали. Сукно слегка высушивали и еще влажным расправля¬ли, распластывали, вытягивали, окончательно просушивали и скатыва¬ли в трубку. Лучшее сукно делали из белой или серой шерсти, оно це¬нилось выше, чем крашеное сукно. Большим спросом пользовалось так¬же сукно из верблюжьей шерсти, изготовлявшееся моздокскими осети¬нами. С давних времен в горах Северной и Центральной Осетии из шерсти изготовляли бурки и войлоки. Исключение составляла Юго-Осетия, где вместо бурок употребляли накидки, сделанные из грубого домотканого сукна. Большим спросом среди состоятельных осетин Се¬верной Осетии пользовались кабардинские бурки, а в Юго-Осетии да¬гестанские, андийские, или, как их называли, «лежские», славившиеся по всему Кавказу.

Широкое развитие в Осетии получило войлочное производство. Осетинские войлоки, подобно балкарским, карачаевским, чеченским и др., со вкатанным растительным орнаментом, пользовались издавна большим спросом на рынках, особенно в Грузии, где осетины их про¬давали, покупая взамен фабричные ткани, соль, медные котлы и дру¬гие вещи. Кроме бурок и войлока из шерсти делали войлочные шляпы с широкими полями, распространенные также у многих народов Се¬верного Кавказа. Для их изготовления шерсть, так же как и для сукна, подвергается предварительной обработке. На широкий плетень рассти¬лается циновка (хъисын). Приготовленная шерсть равномерно раскла¬дывается на циновку, причем мягкую и короткую кладут внутрь, длин¬ную сверху; затем шерсть обрызгивают теплой водой и закатывают в циновку, уваливая до нужной толщины. Готовую бурку разворачивают и расчесывают металлическими гребешками, затем снова замачивают в холодной воде и снова сушат, после чего кроят и шьют.

Аналогичен описанному выше и процесс изготовления войлока и войлочных шляп.

Обработку овчины начали производить очень давно, и до настоя¬щего времени это занятие распространено, особенно в горах.

Выделка овчины начинается с момента, когда шкуру снимают с животного, затем ее вешают и просушивают. Мех посыпают солью, сме¬шанной с отрубями, свертывают на несколько часов, а потом квасят в течение двух-трех дней в деревянной кадушке в специальном растворе, (уалдыгъ). Затем овчину сушат, посыпают смоченным солодом и, за¬вернув, оставляют на ночь. Выквашенную овчину мнут руками до тех пор, пока она не становится мягкой.

Шкуры крупного рогатого скота — волов, коров, телят и др. — че¬рез два-три дня после снятия с животного растягивают на полу и слег¬ка солят. Натянув концы шкуры, их прибивают к земле, просушивая таким образом несколько дней. Потом шкуру кладут на чердак рядом с дымоходом и коптят. После этого разрезают на несколько узких про¬долговатых кусков (шулт). Ширина такого куска обычно соответст¬вовала ширине подошвы самодельного чувяка. В прошлом обработка кожи производилась при помощи кожемялки (паре) общекавказского типа. Из обработанной кожи изготовляли горскую обувь (арчи), верев¬ки, сбруи и т. д. С обработкой кожи было связано и седельное произ¬водство. Этот вид ремесла имеет глубокие традиции, идущие в аланскую эпоху, что подтверждается археологическими раскопками. «В прежнем военном быту, да и теперь, — писал С. Кокиев, — седло имело весьма важное значение, как и оружие, а потому седельное мастер¬ство довольно распространено между осетинами».

Почти в каждом селении, особенно на равнине Северной Осетии, были свои мастера, изготовлявшие седла и отдельные принадлежности к нему, а также уздечки, кнуты и т. д.

Приготовление сыра (цыхт) из коровьего и овечьего молока отно¬сится к самым древним занятиям осетин. Судя по многочисленным гли¬няным кувшинам различных размеров, найденным в Змейском аланском городище, можно полагать, что приготовление сыра было широ¬ко распространено и у предков осетин — алан. Осетинский или кобинский сыр из овечьего молока, отличающийся высокими вкусовыми качествами, издавна широко известен по всему Кавказу и за его преде¬лами. Особенно широко он стал известен во второй половине XIX в. В 1884 г. осетинским сыром заинтересовалась даже Петербургская Военно-Медицинская Академия, в лаборатории которой был произведен химический анализ сыра, получивший там высокую оценку. В 1893 г. исследователь Е. Е. Ростовцев отмечал, что «осетинский сыр считается одним из лучших сортов сыра, приготовляемых на Кавказе». При¬готовление этого сыра производилось главным образом в горах. Вы¬сокая калорийность сыра и его вкусовые качества объясняются благо¬приятными природными условиями, в которых находились овцы. Осо¬бенно славился сыр, приготовляемый жителями Кобинской котловины и Турсовского ущелья, отчего осетинский сыр часто и называется кобинским. Приготовление сыра входило целиком в обязанность женщин. Высоко ценился также сыр, приготовлявшийся жителями Закинского, Нарского и Хилакского ущелий Северной Осетии.

Процесс приготовления сыра состоит из следующих этапов: не¬снятое свежее молоко (коровье, овечье) процеживается через фильтр (фаршудзан). Затем молоко заквашивается особой жидкостью (ахшан), приготовленной из высушенного телячьего, ягнячьего или козлиного желудка и сыворотки. Через час или два моло.ко свертывается и из него начинают руками отжимать сыр, а потом его помещают в формы. Сыр солится и кладется в рассол (цахдон).

Масло приготавливается исключительно из коровьего молока, при¬чем делается это в основном осенью. Собранное за несколько дней мо¬локо наливается в высокую деревянную кадушку (къулаг), выдолблен¬ную из ствола дерева, со вставным деревянным дном. Снаружи она обтянута железными обручами. Сбивают масло мутовкой, имеющей длинную ручку, к которой прикреплена внизу крестообразная деревян¬ная пластинка. Сбивание масла производится и другими способами. Так, эта же маслобойка сверху покрывается козьей или телячьей шку¬рой и плотно обтягивается бечевкой, затем подвешивается на веревке к потолку и раскачивается до тех пор, пока в ней не собьется масло. В наши дни для получения масла широко применяются маслобойки и сепараторы.

Осетины умеют приготовлять кефир, отличающийся высокими вку¬совыми и целебными свойствами. Кефир делается из свежего молока и заквашивается особыми грибками, называемыми капу.

С давних времен сыр и масло не только использовались для соб¬ственного употребления, но и продавались на рынках многих городов Кавказа: Владикавказа, Цхинвали, Тбилиси, Нальчика и др. На рын¬ках городов были отведены целые торговые ряды, где в большом коли¬честве скупался осетинский сыр для перепродажи.

По сообщению газеты «Тифлисский листок», в 1900 г. через Цхин¬вали ежегодно перевозилось скупщиками в города Грузии 6 тыс. пудов одного осетинского сыра. Наиболее высоко (10 руб. за пуд) ценил¬ся сыр, приготовлявшийся в Кобинской котловине, Турсовском ущелье, Туалетии, в верховьях Большой Лиахвы.

В горной полосе и на равнине Осетии с древних времен были раз¬виты деревообрабатывающие промыслы. Осетин сам делал из дере¬ва необходимые ему в хозяйстве предметы, начиная от арбы, древней сохи и бороны и кончая мебелью и посудой тончайшей художественной работы.

В начале XIX в. у осетин уже были деревянные кровати, кресла, украшенные резьбой, маленькие круглые столики на трех ножках и т. д. «Искусство точить и резать дерево в Осетии, —отметил С. Кокиев, — весьма древнее и сильно развито повсеместно, а потому осетин в своем домашнем обиходе пользуется почти исключительно де¬ревянной посудой, вытачиваемой или вырезываемой». Особенно сла¬вились до недавнего времени деревообрабатывающим промыслом Джавское и Кударское ущелья Юго-Осетии, Дигория и Куртатинское ущелье Северной Осетии. В Кударском ущелье из цельного ствола дерева изго¬товляли огромные кадки (гарз) и корыта (арынг). При изготовлении кадок сердцевину дерева сначала вычищали при помощи топора, а за¬тем выжигали. Изготовляемая кударцами утварь (чашки, тарелки, пивные бокалы и пр.) отличалась массивностью.

Более высокого развития обработка дерева достигла в Джавском ущелье, в частности в ряде сел (Ханикатикау, Згъубир, Ерман) в вер¬ховьях Большой Лиахвы. Здесь было очень много мастеров, изготовляв¬ших из дерева домашнюю утварь — чашки, тарелки, ложки, ведра и т. д., а также сельскохозяйственный инвентарь. Большим искусством отличались изделия мастеров Куртатинского ущелья, особенно братьев Елза и Астархан Колиевых (сел. Лац), изготовлявших на особом токарном станке (зырн) изящную мебель и утварь. Изделия Колиевых до сих пор можно встретить во многих домах Центральной и Северной Осетии. Они не раз экспонировались на всероссийских и кавказских сельскохозяйственных выставках. Так, в 1898 г. на одной из таких вы¬ставок в Москве был представлен осетинский столик на трех ножках, сделанный Астарханом Колиевым, удостоенным за него медалью «За усердие». Колиевы имели немало своих учеников в разных селах Се¬верной Осетии.

В равнинной полосе Осетии под влиянием русских мастеров глав¬ным образом развивалось производство транспортных средств. Круп-ными центрами по изготовлению арб, бричек, фургонов и т. д., а также отдельных частей к ним являлись селения Алагир и Ардон.

В последнее время отпала необходимость в изготовлении деревян¬ной посуды, домашней утвари и мебели, так как появилась фабричная мебель, фарфоровая и эмалированная посуда. Однако искусство старых мастеров-деревообделочников не исчезло. Они передают свои знания и опыт новому поколению.

Обработка металла у осетин имеет глубокие традиции, уходящие в кобанскую эпоху. Многочисленные кобанские бронзовые предметы сви¬детельствуют о высоком мастерстве и художественном вкусе предков осетин. Об этом же говорят средневековые аланские предметы из Змейских катакомбных могильников. Находки железных, бронзовых и золотых изделий местного производства (сабли, ножи, ножницы, мно¬жество бронзовых золоченых блях и т. д.) несомненно подтверждают существование у алан-осетин в средние века кузнечного, оружейного и ювелирного производства. Византийский историк Лаоника Халкоядиласа отмечал, что аланы «из меди изготовляют оружие, называющееся аланским». В нартоких сказаниях упоминается оружие (меч — кард, секира — цирхъ, копье — арц, лук — ордын, стрела — фат, щит — уарт, кольчуга — згъар, шлем— така), изготовлявшееся средневековыми ре¬месленниками аланами-осетинами.

Наиболее высокого развития я широкого распространения достиг¬ло у алан кузнечное дело. Это нашло отражение в нартском эпосе, в частности в образах двух божеств — покровителей кузнеца — Курдалагона и Сафа. Курдалагон «не только кует героям оружие, но и зака¬ляет самих героев».

После монгольского нашествия металлообрабатывающие промыслы у осетин в горах пришли в упадок. Совершенно исчезли ювелирное и оружейное производство, более или менее сохранилось кузнечное дело, без которого не могло существовать хозяйство горца. Этнографи¬ческий материал показывает, что в горной Осетии каждое ущелье из¬давна имело своих кузнецов, живших в определенных селах и обычно передававших свое мастерство из поколения в поколение. Такими потом¬ственными кузнецами, например, были Кдоевы из сел. Гули Куратинского ущелья, Дзолаевы из сел. Стур-Дигора Дигорского ущелья, Саутиевы из сел. Нар Нарского ущелья, Кесаевы из сел. Кесатикау Закинского ущелья и т. д. Многие из этих фамилий известны как фамилии кузнецов с конца XVIII — начала XIX в.

Единственной поставщицей железа и меди для Осетии до XVIII в. была Грузия. С начала XIX в. сюда стало поступать и русское железо, доставлявшееся армянскими купцами. Местные мастера из материала заказчика выделывали лемехи для сох, осетинские косы, серпы, надо-чажные цепи, щипцы для углей, вертела, железные подсвечники и т. д. Из меди делали огромные пивоварные котлы (цачинаг). Их изготовля¬ли из меди двух форм: с широкими днищами и с острыми на подстав¬ках.

Во второй половине XIX в., после переселения осетин на равнину, в связи с ростом их экономики увеличивается и число ремесленников и, в частности, кузнецов. В этом отношении особенно выделялась равнин¬ная полоса Осетии, где появилось значительное число ремесленников большей частью уже оторвавшихся от сельского хозяйства.

В конце XIX — начале XX в. вновь возрождается в Осетии юве¬лирное производство, находившееся, главным образом, в руках дагестан¬ских (лакских) (мастеров — золотокузнецов, живших в равнинных селах (Ардон, Дигора, Кадгарон и др.) Лакские мастера-отходники, оши¬бочно именовавшиеся осетинами «кумыки», проникали даже в отдель¬ные горные селения Осетии. Осетины, обучавшиеся у дагестанских мастеров, особенно выделялись умением делать с большим искусством украшения национального костюма (кинжалы, мужские и женские поя¬са, браслеты, кольца и т. д.).

Например, в Юго-Осетии широко был известен талантливый мастер-золотокузнец Николай Джатиев из сел. Нижнего Сба Джавского ущелья, который обучался ювелирному делу еще с 80-х годов XIX в. в Тбилиси у известных дагестанских мастеров, а затем работал с ними около 25 лет. После Октябрьской революции он переехал в г. Цхинвали. Его изделия (бокалы, оправа рогов, кинжалы, мужские и женские поя¬са и т. д.), украшавшиеся национальным орнаментом, отличались боль¬шим мастерством и художественным вкусом.

Вновь возродилось у осетин и оружейное производство, появившее¬ся в горах в конце XVI в. Осетинские мастера делали огнестрельное оружие, стволы ружей, сабли, кинжалы, нередко украшая их серебря¬ной и золотой оправой. Большое распространение в Осетии имело покуп¬ное оружие,, среди которого особенно высоко ценились крымские (хъримаг), грузинские (гурдзиаг) и турецкие (мустафа) ружья.

Осетинские мастера по металлу не ограничивались одной опреде¬ленной узкой специальностью. Такие мастера, как Нафи Лацоев (сел. Ардон), Кизибек Алдатов (сел. Старый Батакаюрт), Цара Кудзаев (сел. Вакац), Батырбег Кцоев (сел. Гули), и многие другие работали одновременно кузнецами, оружейниками и ювелирами.

В XIX в., особенно в горах, оплата ремесленников производилась натурой. В Дигории, например, почти каждое общество нанимало куз¬неца на целый год, платя ему от двора по одному барашку. Позже вза¬мен этого кузнеца давали в год полтора пуда зерна, одно ведро кваса и пять пирогов. В конце XIX —начале XX в. плата кузнецу, как и другим ремесленникам, производилась почти везде деньгами. Кузнец пользо¬вался большим уважением в обществе. На поминках для него выделя¬лась особая доля (курды хай), состоявшая обычно из ляжки быка и кувшина араки. Было принято также приносить кузнецу в качестве подарка большой пирог (курды гудын) с начинкой из сыра.

Осетины издавна были искусными мастерами по обработке камня. Свидетельством этого может служить сохранившееся до сих пор в го¬рах огромное количество полуразвалившихся башен, замков и над¬земных склепов, сооруженных местными мастерами.

В XIX в. под влиянием дагестанских мастеров в равнинной по¬лосе Северной Осетии появляется новый вид художественной обра¬ботки камня. Надмогильные камни стали украшать национальным орнаментом, изображением элементов костюма, личного оружия, лошади и т. д. Центром обработки камня издавна было сел. Заманкул. Изготовлением надгробных камней, широко распространенных по всей Северной и Центральной Осетии, занимались многие заманкульцы — Кирсановы, Фриевы, Кастуевы и др. Этот промысел известен также в некоторых селах верховьев Терека (Окрохъана, Реш) и Боль¬шой Лиахвы (Ерман). В настоящее время обработка камня не пре¬кратилась и сохранила свои прежние традиции. Более того, в ряде сел Юго-Осетии из камня стали делать молотильные катки, появив¬шиеся после коллективизации.

Сохранилась до наших дней в значительной мере и обработка кости и рога. Рога, как и раньше, служат сосудами для употребления различных национальных напитков. Осетинское пиво, например, пода¬ют, особенно в торжественных случаях, в больших турьих и воловьих рогах емкостью нередко до полутора литров. Такие рога всегда имели большой спрос у любителей, и горцы, пользуясь этим, сбывали их в городах и на проезжих пунктах, в частности по Военно-Грузинской до¬роге. В настоящее время обработка рогов и украшение их серебром производятся в артелях, созданных в городах. В отличие от этого про¬мысла значительно сократилось производство некоторых других изде¬лий из кости и рога (газырей, рукояток кинжалов и ножей и пр.) в связи с отмиранием обычая носить только национальный костюм и его украшения.

В домашних занятиях осетин важное место занимали художест¬венное тканье и вышивание золотом, выполнявшиеся главным обра¬зом девушками. Эти занятия были широко распространены по всей Осетии. Вышивку золотыми и серебряными нитками (хардгахуыд) по бархату и на фабричной ткани производили и производят в настоя¬щее время при помощи пялец и иглы. Тканье тесьмы для отделки ко¬стюмов, шнурков для пистолетов, поясов и т. д. делали при помощи специальных карт, железного или рогового ножа. Основа натягивает¬ся железным крючком. После того как вещь выткана, ее смазывают раствором чистого клея и полируют кабаньим клыком, затем вытира¬ют губкой, смоченной в горячей воде, и снова выглаживают клыком, от¬чего вещь становится более твердой и блестящей.

Вышивание золотом и художественное тканье отличались давни¬ми традициями. То, что они хорошо были знакомы аланам-осетинам еще в средние века, подтверждают, в частности, находки из Змейских катакомбных могильников, среди которых имеется большое количество железных ножей и кабаньих клыков, обнаруженных рядом с женски¬ми скелетами.

Предметы рукоделия отличаются издавна большим изяществом и красотой.

Острый земельный голод, отсутствие средств к существованию, сла¬бое развитие ремесла и других побочных занятий издавна способство¬вали появлению у осетин отхожих промыслов. Уже в XVIII в. многие осетины, особенно из числа моздокских поселенцев, широко занимались извозом (чыра), перевозя на своих арбах, запряженных волами и вер¬блюдами, казенные и купеческие товары по единственной тогда Кав¬казской дороге от Астрахани через калмыкские степи до Моздока, а позже до Владикавказа и Тбилиси.

Во второй половине XIX в. извоз оставался у осетин наиболее рас¬пространенным видом отхожего промысла. После проведения кавказ¬ской железной дороги этот вид отхожего промысла приобретает еще большее значение в связи с перевозкой огромного количества кукуру¬зы и пшеницы на железнодорожные станции и отправкой оттуда про¬мышленных товаров по городам Кавказа. Многие горцы были заняты на ремонтных работах дорог, в частности Военно-Грузинской. Зимой сюда для расчистки снежных завалов стекались осетины из многих сел верховьев Терека, Ардона, Большой Лиахвы, Ксани и Арагви. Живя на склонах перевала в домах казарменного типа, горцы остава¬лись здесь до весны, т. е. более семи месяцев. За свой каторжный труд, после которого многие оставались инвалидами на всю жизнь, горцы получали в месяц 15 руб. Важными пунктами для отхожего промысла горцев внутри Осетии являлись также Садонские рудники и Алагирский серебро-свинцовый завод, построенные в середине XIX в. Эти предприятия обеспечивали работой многих жителей Алагирского ущелья, прежде всего окружающих рудник и завод селений Садон, Згид, Ход, Црау, Бирагзанг и др. Работая шахтерами на сортировке руды и перевозке ее из Садона до станции Дарг-Кох, а также на за¬воде, многие жители добывали себе этим средства к существованию. Другие горцы нанимались к помещикам, кулакам на равнине Север¬ной Осетии и в долине Грузии, обрабатывали их поля, убирали уро¬жай, получая за свою работу определенное количество зерна или денег.

Развитие капитализма и рост городов на Кавказе вызывали уход значительного числа осетинского крестьянства в Тбилиси и Баку, в промышленные пункты Тквибули, Чиатура, Алаверди и др. Осетины работали на бакинских и грозненских нефтяных промыслах, на шах¬тах, на железнодорожных предприятиях. Вливаясь в ряды кадровых рабочих, многие из них постепенно осели на постоянное местожительст¬во в городах и промышленных пунктах, не порывая, однако, связи со своими селами. Уже до революции осетины составляли значительную часть населения Тбилиси и Баку. По переписи 1926 г., численность осетин достигала в Тбилиси 2890 человек, а в Баку — 801 человек, при¬чем подавляющее большинство осетинских жителей этих городов состав¬ляли переселенцы с юга. Отлив отходников из Северной Осетии про¬исходил большей частью в города и промышленные пункты России, включая даже сибирские золотые прииски, куда осетины отправлялись большими группами на заработки.

В конце XIX в. отмечается новый этап в развитии отходничества у северных осетин, начавших выезжать на заработки почти во все страны мира. С. М. Киров, близко знакомый с жизнью осетин, писал: «Осетины давно знают, что такое капитализм, не только отечественный, но и заокеанский. Многие и многие из них годами живали в Америке, Канаде и там подлинно испытали капиталистическую эксплуатацию». Отправляясь в далекий путь, требовавший больших расходов, осетины продавали свой скот и имущество. Выезд за границу горцев происхо¬дил обычно большими группами односельчан или даже целым ущельем. В 1912 г. газета «Кавказ» сообщала: «В настоящее время в Алагире и во многих селениях Алагирского ущелья формируется несколько боль¬ших партий горцев, намеревающихся ехать в Америку, на Филиппины, Новую Зеландию или куда попало». Наибольшее число осетин-отход¬ников обосновалось в Маньчжурии и Северной Америке. Описывая быт осетин сел. Христиановское, М. К. Гарданов отмечал, что уже с 1895 г. безземельное крестьянство, «потеряв свою оседлость, бросается из стороны в сторону и, проводя жизнь вдали от родного края, ищет де¬нег — свое счастье в рудниках далекой холодной Сибири и в лесах Северной Америки».

По неполным данным, в 1920 г. число осетинских эмигрантов-от¬ходников в США, Австралии, Канаде, Маньчжурии доходило до 15 тыс., значительное число их было и в других странах.

Отход крестьянского населения В. И. Ленин считал прогрессивным явлением. «Он (отход.— Б. /С.) вырывает население из заброшенных, отсталых, забытых историей захолустий и втягивает его в водоворот современной общественной жизни. Он повышает грамотность населе¬ния и сознательность его, прививает культурные привычки и потреб¬ности». Эта характеристика может быть применена к осетинам. Крестьяне-отходники помимо приобретения ими знаний языков, преж¬де всего русского, вносили в деревню черты городской культуры и бы¬та, проявлявшиеся в костюме, предметах домашнего обихода, плани¬ровке жилища и даже в распространении новых сортов кукурузы, при¬сылавшихся отходниками из Канады и Северной Америки. По сведе¬ниям М. К. Гарданова, первые тракторы, появившиеся в сел. Христиа¬новское в 1918 г., были привезены из Америки отходниками Туаевым и Кадзасовым. Отходничество способствовало процессу разложения натурального хозяйства и патриархального быта осетин, приводило к ликвидации вредных обычаев — кровной мести, умыкания, калыма и пр., служило одной из главных причин распада больших патриархаль¬ных семей. Хотя многие осетины, побывавшие на отхожих промыслах, часто становились инвалидами, больными ревматизмом, туберкулезом, все же отходничество сыграло большую прогрессивную роль в жизни, осетин.


Б. А. Калоев. Осетины.

 

 

 

 

 

 


Другие новости по теме:

  • Пища
  • Скотоводство у Осетин
  • ГОРНАЯ ОСЕТИЯ: ПРИРОДА И ХОЗЯЙСТВО
  • Заселение осетинами предгорьев Северного Кавказа
  • Одежда
  •  

     

     

     

    Просмотров: 10532 | Автор: admin | Дата: 2 октября 2007 | Напечатать

     


     
         

     

     

     

    Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
    Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

     
      Главная страница | Новое на сайте

    Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
    При использовании материалов гиперссылка обязательна!