Нас может объединить только новое знание о себе и о мире, в котором мы живём » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Нас может объединить только новое знание о себе и о мире, в котором мы живём » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Нас может объединить только новое знание о себе и о мире, в котором мы живём

Раздел: Авторские статьи  

 
 

«Миром правят знаки и символы, а не слово и закон»

Чёрные тучи Нового мирового порядка продолжают сгущаться над головой у человечества. Ураган либеральной глобализации заходит то с одной стороны, то с другой. Это тот ураган, перед натиском которого не устояли Советский Союз и Соцсистема в целом, как альтернатива капиталистическому мироустройству. Ударами молнии грозы, разразившейся уже вслед за этим, были поражены непокорная Югославия и Ирак. Ураган Нового глобального порядка обрушился на Афганистан, а вслед за этим он пронёсся над Украиной, Молдовой, Грузией и государствами Центрально-азиатского региона и вырвал там с корнем мощные, но, увы, поражённые порчей и болезнями стволы прежних режимов. Взамен им глобалисты тут же насадили гибкие веточки оранжевого либерализма, вовлекая тем самым в орбиту своего влияния всё новые народы и территории.

Спустя некоторое время гроза обрушилась на Северную Африку и смыла там в море государственные режимы в Тунисе и Египте. В Ливии всё закончилось гораздо трагичнее, что мы воочию наблюдали на экранах наших телевизоров. Вот уже более двух лет молнии сверкают над Сирией. Многие задаются вопросом: устоит ли она? И устоят ли те, на чью голову обрушится такая же беда уже после того как, на оправившуюся было от первого удара оранжевой стихии Украину, обрушился второй, ещё более сокрушительный удар, который развернул нос корабля её государственности от России в сторону евроинтеграции?

Надвигающаяся гроза кажется нам ещё далёкой, и мы поэтому лелеем убаюкивающую нас надежду на то, что, может быть, пронесёт. Но ведь все, кто не слепой, не могут не видеть, что чёрные тучи над горизонтом уже поднимаются и до нашего уха доносятся отдаленные раскаты грома надвигающегося бедствия. Но если так, то надо же что-то делать.

Слава Богу, у нашего Президента наконец-то открылись глаза и он, с большим опозданием, к сожалению, но всё же взял курс на укрепление обороноспособности страны. Это даёт нам всем какие-то гарантии от большой войны с применением ядерного оружия. Но это, увы, не может эффективно защитить нас, особенно окраинных жителей РФ, от тех новых технологий ведения локальных войн, которые применяются сейчас на Ближнем Востоке. Для предотвращения самой возможности таких войн, нужно иметь, прежде всего, внутренне консолидированное население. И только тогда можно быть относительно спокойными за жизнь и будущее наших детей и близких.

Так, что же на сегодняшний день, с точки зрения именно такой внутренней консолидированности, представляет собой Республика Северная Осетия – Алания?

В социально – экономическом плане мы имеем уже далеко зашедшее разделение на богатых и бедных, причём богатые не хотят брать на себя никакого бремени социальной ответственности. Все их возможные возражения на этот счёт легко разбиваются да хотя бы об убогое состояние внутренних двориков наших городов, где нет ни нормально обустроенных детских площадок, ни даже приличного вида мест общего пользования, в виде так называемых хадзаров. Короче говоря, наши богатые весело прожигают жизнь в ресторанах и саунах. Пройдитесь по этим заведениям, и вы увидите, что с утра до позднего вечера там всегда полно иномарок.

Что же касается наших бедных, то они еле-еле сводят концы с концами. И, не дай Бог, если случится какая - нибудь заварушка, то за деньги очень многие из них будут стрелять и в своих соплеменников, тем более, если они окажутся ещё и другой веры. В Югославии это уже было. Мы докатились до такого положения дел в обществе, главным образом, по той причине, что у нас на федеральном уровне до сих пор не сформулирована государственная идеология. Вместо неё мы всё ещё руководствуемся призывом Чубайса обогащаться. Разумеется, кто как может. В результате мы имеем невиданный размах коррупции, беспрецедентное разворовывание бюджетных денег, высочайший уровень преступности, тотальное спаивание и растление населения страны.

К сожалению, своей государственной идеологии на республиканском уровне и соответствующей ей национальной идеи у нас тоже нет. И в этом отношении, как оказалось, и наше руководство, и наша интеллектуальная элита не дотягивают даже до Рамзана Кадырова, хотя многие, помнится, называли его чабаном, который полез решать государственные дела. Ну и как вам теперь Чеченская республика с её, почти с нуля, отстроенными городами и селениями с вдвое превосходящим нас населением? Так это же на федеральные деньги – скажут многие. Конечно, деньги важное составляющее успеха, но главное, согласитесь, - это всё же голова, которая решает, как распорядиться и деньгами, и другими не менее важными ресурсами. Вон наш Цхинвал. До сих пор лежит в руинах, а ведь деньги на его восстановление тоже выделялись.

В плане конфессиональной конфигурации, республика также очень далека от благополучия. Тут есть, как минимум, две опасности. Одна из них в том, что конфигурация эта меняется в сторону увеличения тех его сегментов, которые представлены нетрадиционными для нашего региона религиями, особенно сектантскими и полу сектантскими общинами протестантского толка. Поприсутствуйте на многолюдных собраниях иеговистов или пятидесятников и вы поймёте, о чём речь. В абсолютных цифрах это, может быть, пока не так много, но настораживает сама тенденция.

В чём же корни этого деструктивного для нас явления? Они, конечно, и в социально – экономической неустроенности людей, и в психологической незащищённости личности перед угрозами современной жизни, и много ещё в чём другом. Для нас в данном случае важно отметить то, что человек принимает чужую веру тогда, когда разуверился в своей. Но нам-то это грозит ещё и потерей этнокультурной идентичности, потому что наш Аегъдау, который, несмотря на то, что в последние времена заметно поблек и деформировался, особенно под воздействием кислотных испарений рыночных отношений, тем не менее, остаётся для нас, осетин, непреходящей ценностью и держится в своей стержневой части на сакральном фундаменте религиозных представлений наших предком о мире. Другая опасность заключается в том, что идёт явная радикализация групп верующих, особенно исповедующих ислам. В этом контексте убийство национального поэта Осетии Шамиля Джигкаева является красноречивым и вопиющим свидетельством этой радикализации.

Есть ещё несколько обстоятельств, указывающих на отсутствие у нас внутренней монолитности перед надвигающимися мировыми угрозами. Но для прояснения сложившейся ситуации, достаточно рассмотреть только ещё одно, но зато, с точки зрения его важности среди прочих, пожалуй, самое актуальное на сегодняшний день. Это то обстоятельство, которое для нас, осетин, связано с проблемами нашей внутри этнической неоднородности. Для внешнего мира мы все являемся представителями единого осетинского народа, и мы относимся к этому спокойно. Но то, что внутри сообщества мы этнически чётко подразделяем себя на иронцев, дигорцев и кударцев, не упуская при этом возможности очень часто и в шутку, и всерьёз принизить друг друга, как ни крути, всё же работает не на наше сближение. И это, с точки зрения внешних угроз, для нас плохо. В какой степени - каждый определяет для себя сам. Но всё равно плохо.

У нас в этом отношении есть спасительный пример естественного решения этой проблемы. Это та общность, которая сформировалась в Уаллагкоме. Органичное слияние иронского и дигорского привели к образованию там уаллагкомского наречия. Сами же его носители, не испытывая никаких комплексов, называют себя часто уаллагкомцами, обозначая этим не только место рождения, но и подчёркивая свою особенность относительно этнической принадлежности. Конечно, они причисляют себя к иронцам, потому что они выходцы из Алагирского ущелья, но и всё дигорское им тоже не чуждо, потому что соединились с ним многими связями, в том числе, что важнее всего, языковыми и культурными.

Но, к сожалению, для того, чтобы подобное произошло со всеми осетинами естественным образом, должно пройти немало времени. А у нас его нет. Рано или поздно такое слияние, вероятнее всего, произойдёт. Но сейчас нам всем, может быть, стоит задуматься о том, как ускорить этот процесс, в том числе путём принятия мер и решений на уровне государства и общества. Культура и общение делают своё дело, но такие меры и решения, несомненно, послужили бы общественными катализаторами идущих в этом направлении процессов. Предложение ввести в обиход общения в качестве общего самоназвания «алан» или «алон» вместо «ирон», «дигорон» и «къудайраг», было бы вполне в духе действий в направлении достижения так необходимого нам согласия. Особенно на сегодняшнем крутом переломе истории перед рождением какого-то нового, неведомого пока ещё никому, миропорядка, в формировании которого и мы бы, в этом случае, может быть, получили возможность принять участие. А через это участие, глядишь, как субъекту исторического процесса, нам улыбнулось бы счастье «своё лицо и голос сохранить».

Ничто в видимом нами мире не остаётся неизменным. Мир этот явлен нам как некий, очень сложно устроенный, неохватно огромный, постоянно преобразующийся вселенский поток, частью которого является и человеческая история. Но человеческая история – это история не простой совокупности людей, а народов и цивилизаций, государств и их союзов, в которые люди объединяются исходя из условий своего существования, и через посредство которых влияют друг на друга.

В истории каждого народа или цивилизации, каждого государства или их союзов обнаруживаются периоды подъёма и спада, расцвета и увядания. Иногда всё заканчивается полным распадом и уходом с исторической арены надолго или навсегда. Мы, осетины, один из тех народов, которые после разгрома государства наших предков – алан в конце 14-го века полчищами кровавого завоевателя Тимура, оказались на обочине истории надолго. Кажется чудом, что небольшие горстки оставшихся в живых представителей некогда могущественного и по меркам того времени многочисленного народа алан, сумели зацепиться в нескольких ущельях Центрального Кавказа и через долгих три столетия постепенно начали возвращаться на путь исторического развития. И только к 20-му столетию, уже в составе Советского Союза вновь обрели свою государственность.

Несомненно, для вновь сложившегося малочисленного осетинского народа как генетического преемника, носителя языка и культурного кода скифо-сармато-аланского этноса как субъекта истории, эта государственность стала большим достижением. Можно сказать, даже неким новым подъёмом и достаточно эффективным инструментом продления своего исторического бытия. Но, тем не менее, было бы большим и слишком вольным допущением сравнивать уровень её влияния на ход современного исторического развития с уровнем того влияния, которое на развитие мировой истории оказывали наши скифо-сармато-аланские предки в свои исторические эпохи. Но ничего ещё не потеряно, потому что стремительно наступают такие времена, когда, как никогда прежде, « побеждать» нужно будет не числом, а умением. И, если мы правильно распорядимся своим историческим ресурсом в виде нового знания о себе и о мире, то мы ещё можем вернуть себе роль носителей нового знания и новых, одухотворённых высоким смыслом, отношений. Эту роль на протяжении веков играли наши скифо-сармато-аланские предки сообразно с той миссией, которую на них возложила сама история. Но, если мы сознаём себя продолжением наших великих предков и считаем себя продолжателями их славных дел, то, значит, не имеем права уклониться от той исторической миссии, которую они с честью выполнили и завещали выполнять нам, своим потомкам. Чтобы лучше понять, кем и чем нам предстоит быть в нарождающемся на наших глазах новом миропорядке, необходимо глубже взглянуть на историю наших предков, чтобы выявить то главное, что позволяло им на протяжении столетий активно влиять на ход мировой истории.

Науке известно, что скифы появились на арене мировой истории в середине 2-го тысячелетия до н.э., сначала в качестве пастушеских, а потом уже и кочевых скотоводческих племён в евразийском степном коридоре от Дуная до Алтайских гор и к 7-му веку до н.э. установили над ним полный контроль. Отсюда они совершали свои знаменитые походы и в Закавказье, и в Переднюю Азию, и в другие прилегающие регионы, оказывая влияние на ход мировых событий. Продолжалось это примерно около полутора тысяч лет до великого переселения народов в 4-ом веке н.э. Что же позволяло скифам так долго оставаться активным историческим народом?

Коротко можно сказать, что обстоятельства и время, в которое они жили, востребовали их в таком качестве. Если подробнее - следует отметить, что в исторической судьбе скифов счастливым образом совпали и соединились такие формационные и цивилизационные сдвиги и события как отделение скотоводства от земледелия, распад родо-племенных отношений и переход к стадии военной демократии, открытие и освоение железа, приручение и использование лошади как в хозяйственных, так и в военных целях, достижения в военном деле и, наконец, сложившаяся на этой базе самобытная и высокоразвитая культура. Здесь нам важно рассмотреть то, что касается именно культуры древних скифов, потому что, во-первых, это то, что, пусть и с некоторыми потерями, мы унаследовали от них, как бесценное сокровище на правах прямых потомков. Во-вторых, в ней скрыт тот ключ к вратам истории, которым они так долго и успешно пользовались. Ключ этот не простой, а кодовый. Если мы разгадаем этот код, то легко откроем и тайну исторической успешности скифов, и, что гораздо важнее для нас сегодня, поймём, как открываются те ворота, которые выведут нас в наше возможное и желательное завтра.

Так в чём же суть культурного феномена скифо-сармато-аланского исторического субстрата? Впрочем, как и любого другого, имевшего место быть в рамках развивающегося человечества. Она видится в том, обусловленном объективными и субъективными факторами, выборе специфической деятельности в рамках однажды начинающегося и со временем всё углубляющегося общественного разделения труда. Чем большей глубины специализации в осуществлении этой деятельности достигает избравший его субъект исторического процесса, тем более успешен он на исторической арене и, соответственно, в большей мере влияет на ход мировых событий.

Но приобретаемая и всё углубляющаяся специализация – это не отвлечённая умозрительная категория, а вполне реальное конкретно-историческое явление, воплощённое в образе жизни, культуре и национальном характере того или иного народа, как субъекта истории. Таким образом, приобретённая уже однажды специализация в той или иной деятельности никуда не девается. Она закрепляется и консервируется в культурном коде и национальном характере её носителя и проявляется в его образе жизни, традициях и обычаях.

Другое дело, что мир вокруг нас постоянно меняется, и относительно него многое из уже достигнутого и приобретённого может терять смысл, утрачивая внутреннее содержание, хотя внешние формы могут при этом ещё долго сохраняться. Но есть ценности непреходящие и универсальные. Спрос на них в какие-то периоды истории может понижаться, но рано или поздно всё возвращается на круги своя и они снова сияют с прежней силой. Держателями именно таких ценностей и были скифо-сармато-аланы в свое время.
Наиболее значимыми для их исторической судьбы явились такие из них как, достигнутая ими на базе единственно возможного в те ранне-исторические времена религиозно-мифологического сознания, способность видеть и воспринимать мир в его целостности и многообразии и приобретённое вследствие постоянного движения по огромной территории евразийского степного коридора между земледельческими цивилизациями, умение налаживать коммуникацию, связывая воедино пространства и народы.


Основная причина и того и другого заключается в той специфической деятельности, которую им предназначила судьба в силу произошедшего в те далёкие времена общественного разделения труда. В свою очередь эта деятельность, то есть кочевое скотоводство, стала их занятием по той простой причине, что в их исторической судьбе совпали соответствующие объективные и субъективные условия их бытия. Они, как было уже отмечено, занимали на тот период времени огромную часть территории степной полосы от Дуная до Алтайских гор. Мы видим, что территория их обитания была огромна и имела выходы к большому разнообразию географических ландшафтов и территорий, населённых разными народами. Таким образом, с одной стороны, среда обитания за предыдущие времена выработала у них определённые навыки и умения к кочевому скотоводству (субъективный фактор), с другой стороны, бескрайняя степь предоставила простор для приложения и развития этих умений и навыков (объективный фактор).

Но важнее всего было то, что постоянно передвигаясь со своими стадами, античные скифо-сармато-аланы видели многое и встречались со многими и вследствие этого имели возможность, с одной стороны, сопоставлять и, таким образом, приобретая знания, расширять своё мировоззрение, с другой стороны, общаться и через это общение учиться строить отношения. К определённому моменту всё это привело к качественному скачку и вывело их на передовой для своего времени уровень знания окружающего мира и природы самого человека. Многие столетия наши далёкие предки несли это знание и выработанную на её основе культуру, в том числе аегъдау как её важнейшую составную часть всем тем народам, с которыми взаимодействовали в своём историческом движении.

Здесь всё же следует заметить, что на Земле не было и нет ни одного народа во всём положительного и самодостаточного. Каждый народ, как и каждый человек, сочетает в себе черты высокие и черты низкие, имеет, что важнее всего, те или иные отличительные особенности. Поэтому неправомерно кого-то только превозносить, а кого-то только принижать. Но нельзя не признать и того, что каждый народ к чему-то призван как субъект истории. Призван не в смысле богоизбранности, а в смысле того, что каждому из народов, именно в силу свойственных ему отличительных особенностей, что-то удаётся делать лучше, чем другим. И в этом каждого из народов уникальность и своеобразие. А достигаются эти уникальность и своеобразие под воздействием разного рода факторов, « шлифующих» в течение веков те или иные черты национального характера. Вопрос лишь в том насколько востребованы эти «отшлифованные» черты последующей исторической практикой и тем укладом жизни, который меняется от эпохи к эпохе.

Итак, мы уже отметили, что у наших скифо-сармато-аланских предков за долгие века их неостановимого движения по просторам великой степи, сложились две выдающиеся особенности их национального характера, которые стали для них историческим призванием и в дальнейшем были востребованы как одухотворяющий фактор нарождающимся феодальным укладом жизни средневековой Европы. Сарматы и аланы появились в Западной Европе ещё во времена поздней Римской империи в качестве военной силы, находящейся на службе в римской армии. Некоторые представители сарматской и аланской военной знати дослужились в Риме до высших воинских чинов и влияли на его политику. Среди военных достижений сарматов и алан, как сообщают исторические источники, особенно поражала воображение европейцев сарматская конница, выдающиеся качества которой были использованы и в римской кавалерии, и значительно позднее в армиях феодальной Европы.

Но наиболее значительное влияние сарматы и аланы оказали на европейцев после великого переселения народов, когда под натиском нашествия гуннов волны переселенцев хлынули в Европу, превратившуюся вследствие этого в некий «кипящий бульон народов», который со временем «выварился» в средневековую европейскую феодальную цивилизацию, пропитавшуюся рыцарским духом, привнесённым туда сарматами и аланами. Свидетельств этому предостаточно для ума пытливого от легенды происхождения короля Артура и Рыцарей круглого стола до топонимики современной Европы, изобилующей названиями аланского происхождения.

Что же из всего этого мы можем извлечь и использовать для решения тех проблем, которые ставит перед нами современная действительность?

Прежде всего, надо ясно понять, что формируется Новый мировой порядок на основе дальнейшего и всё углубляющегося невиданными темпами международного разделения труда. Те из народов, кто сообразно своим способностям и возможностям не займёт соответствующего места в этом разделении труда, обречён на атомизацию и, в лучшем случае, превращение в расходный материал для формирования структур Нового порядка. В худшем – просто на вымирание. Надо понять также, что у нас нет сколько-нибудь значительных залежей полезных ископаемых. Поэтому мы не можем быть поставщиками сырья. У нас нет никаких производств, являющихся мировыми брендами. Поэтому и в качестве производителей для новой мировой экономики мы не представляем никакого интереса. У нас нет своей «Силиконовой долины». Так что и в области прикладной науки и технологий на уровне мировых запросов мы тоже ничего предложить не можем. У нас много чего ещё нет, и вряд ли уже будет. Но есть две вещи, которые дают нам шанс ещё вскочить на уходящий экспресс истории. Это как раз те две особенности нашего национального характера, которые, к счастью, пока сохраняются в нашем культурном коде, и на которые теперь мы должны сделать ставку, как народ, устремлённый в будущее.

Одна из них - это закрепившаяся в нашем народе как черта национального характера широта взгляда на мир.
Она формировалась на протяжении тысяч лет на бескрайних просторах евразийской степи, имевшей выходы к разнообразным ландшафтам и территориям с разными народами. Вдумайтесь, как рано у наших предков сложились такие широко охватные понятия как, например, «баестае» - страна или «дуне» - весь мир и шире - вселенная. Это заключало в себе то преимущество, что давало возможность сопоставлять и анализировать. Но умение сопоставлять и анализировать – это главные составляющие любого обучения. И, надо признать, что осетины как народ склонны к обучению, к образованию. Неслучайно, видимо, и в советское время среди малочисленных народов они были наиболее образованным народом. Самым недвусмысленным образом об этом свидетельствует и то немалое, относительно населения Осетии, число выдающихся деятелей науки, культуры, образования и других сфер деятельности. Для краткости приведу только три имени красноречиво подтверждающих эту точку зрения. Это Вероника Дударова, Валерий Гергиев и Туган Сохиев. Конечно, можно считать случайностью, что маленький осетинский народ дал человечеству трёх дирижёров мирового уровня. Но это как посмотреть.

Я привожу имена этих известных личностей ещё и потому, что их выдающаяся творческая судьба вряд ли могла бы состояться, если бы в их характере так ярко не проявилась ещё одна черта, свойственная осетинам как народу. Это склонность к коммуникации, предрасположенность строить гармоничные, доброжелательные отношения, идущие от той тысячелетней культуры, в которой эти стереотипы поведения закреплены как глубинные коды поведения. Осетин, попадая в любую кампанию, не терпит хаоса. Беспорядок его угнетает. Но ему при этом всегда важны отношения, выстроенные на основе представлений о благородстве, равенстве, чести и достоинстве. Осетины, если в их кампании находится представитель другой национальности, будут стараться говорить на том языке, который понятен всем. Я говорю не об отщепенцах или преступниках. Я говорю о нормальных людях.

Таковы ли поведенческие стереотипы других народов? Проведите маленький эксперимент. Встретьтесь, например, с двумя представителями чеченской или кумыкской национальности, с которыми у нас, в общем-то, нормальные, уважительные отношения. Я не хочу сказать, что они хуже нас, но у них другой стиль общения и другое, отличное от нашего, историческое предназначение. При всех наших напускных разговорах о нашем величии, никакому школьнику - осетину не придёт в голову оставлять на стенах и заборах надписи о том, что осетины – лучшие. А вот на стенах и заборах, например, в Моздоке вы увидите надписи: « кумыки – лучшие». Я хочу подчеркнуть этим лишь то, что мы, осетины, претендуем только на равенство в отношениях. Другой стиль общения нам не подходит. Он чужд нашему национальному характеру.

И корни этого явления уходят к тем далёким временам, когда наши предки формировались как народ – коммуникатор, через посредство которого другие народы обменивались информацией. Наши скифо-сармато-аланские предки, как великие путники истории, всегда несли с собой весть, заключённую в разного рода революционных достижениях, значительно увеличивающих материальное могущество человека перед силами природы. Так уж сложилось, что именно им выпала историческая судьба освоить передовой для того времени способ хозяйствования, каким являлось кочевое скотоводство. Одними из первых научиться производить железо и орудия из него. Приручить лошадь и двинуть далеко вперёд военное дело.

Но несравненно более важной вестью, которую скифо–сармато-аланы несли другим народам, заключалась в их новом мировоззрении, воплощённом в идею безличного всесущего Бога-творца, тождественного всему космическому мирозданию. Оно представляло собой широко развёрнутую и цельную картину мира, которая гармонично соединяла в себе все уровни бытия человека, провозглашая при этом главенство духовного уровня над всеми остальными. Своё мировоззрение наши мудрые предки облекли в простые и понятные, и что немаловажно, необходимые в каждодневной жизни знаки и символы, сакрализуемые, кроме всего прочего, ещё и ежедневной словесной молитвой, в которой это мировоззрение проговаривалось. Оттого, наверное, и современные осетины так красноречивы, что унаследовали от них отношение к слову как особой ценности, обладающей в их представлении, прежде всего, организующим началом. Не знаю, у кого ещё слово (ныхас, нихас) имеет такое объёмное значение как у осетин.

Всё это своеобразие, унаследованное и сохранённое нами как бесценный дар наших великих предков, и есть наша фишка, наше цивилизационное преимущество в современном мире. Прежние скрепы этого мира не выдерживают всё увеличивающихся внутренних нагрузок, порождаемых постоянно меняющимися и ускоряющимися обстоятельствами человеческого бытия, и разрушаются чем дальше, тем больше. Этим разрушением охвачено на сегодняшний день всё, начиная устоями семьи и кончая национальными границами государств. Одновременно осуществляется попытка создания нового мирового порядка, новых международных отношений и новых отношений внутри сообществ людей, к которым относится и семья. Но, видимо, основания, на которых возводятся все эти новые структуры и отношения глубоко порочны и потому порождают подчас столь уродливые формы. Чего стоят, например, уже узаконенные в некоторых странах Европы однополые браки.

Вот тут-то, в этом мировом диссонансе голосов, разрушающем сами основания человеческого бытия, должен прозвучать спасительный интегрирующий и гармонизирующий голос нашего народа. И не беда, что народ наш не велик численно. В организме человека, например, гипофиз, как орган внутренней секреции, размером всего с фасолинку, а гармонизирует жизнедеятельность, несопоставимо большего по величине, организма в целом. Кстати, упомянутые мною выше Гергиев и Сохиев уже давно занимаются этим благородным и очень востребованным в современном распадающемся мире делом. Но, увы, все осетины не могут быть дирижёрами, да и к тому же музыка, видимо, не совсем тот продукт человеческой деятельности, который мог бы упорядочить все отношения людей. Значит, то, что мы имеем в качестве бесценного наследия, должно быть трансформировано нами в такой продукт деятельности, который годился бы для этой цели.

Первое, на чём надо сосредоточить усилия и сконцентрировать ресурсы – это создать в республике университетское образование, дающее самое широкое и самое глубокое образование в мире. Выпускники этого университета должны быть каждый в своей специальности лучшими интеграторами и гармонизаторами в любом профильном коллективе, в котором бы они ни оказались. В структуре мирового разделения труда неизбежно появится, если уже не появилась, такая специализация, и у осетин как народа есть определённые цивилизационные преимущества, чтобы стать кузницей таких специалистов. Спрос на такие кадры во всё более атомизирующемся и хаотизирующемся современном мире будет только возрастать. Естественно, под такое университетское образование потребуется и соответствующее школьное образование. Навязываемую нам Болонскую систему образования любой ценой необходимо вытеснить из нашей практики. Осетины должны стать самым широко образованным народом в мире. Труднейшая задача. Но мы можем и должны с ней справиться. Иначе дорога в будущее нам закрыта.

Второе, что предстоит совершить для решения поставленной задачи – это создать на основе научного знания, как некогда наши предки создали на основе религиозно-мифологического сознания, новое мировоззрение. И, чтобы оно по своей широте и цельности стало вровень с их мировоззрением, но было бы в той же мере ясно нашему разуму, в какой оно было ясно их религиозному сознанию. Очень важно при этом сохранить первенство духовного содержания над материальным. Иначе всё лишено смысла.

Но сегодня, исходя из приоритета нашей общей безопасности, начать всё же следует с консолидации осетин как народа. В мире нет ничего застывшего и неизменного. Сегодня перед лицом надвигающихся реальных угроз мы должны стать единым и сплочённым народом во всех отношениях. Если этому мешает наше разноязычие, то надо начать движение по пути сближения наших языков, тем более что они являются всего лишь диалектами одного общего для нас языка. Стоит лишь захотеть и средства ускорения этого процесса найдутся. Если нашему сплочению мешает принадлежность к разным религиям, то для нас наилучшим выходом может стать возврат к нашим корням, к нашей традиционной вере. Нас к этому должно подтолкнуть ещё и то обстоятельство, что в современном мире всё более обозначается тенденция к интеграции и универсализации мировых вероучений. Идёт поиск таких фундаментальных основ религиозного сознания, на которых возможно было бы выстроить единое вероучение. Но для этого неизбежно придётся вернуться к той универсальной первооснове всех вероучений, от которой осетины никогда окончательно не отказывались. Понятное дело, что нашим богатеньким это не выгодно, и они будут сопротивляться до конца, навязывая нам и православие, и ислам, и даже протестантскую веру. Их принцип: разделяй и властвуй. Другими, за редкими исключениями, они не будут никогда. Поэтому надо искать пути минимизации ущерба от их разрушительной деятельности. С этой целью, почему бы нам не взять как руководство к действию утверждение Конфуция о том, что миром правят Знаки и Символы, а не слово и закон. Может быть, на их создание и укоренение в умах и надо направить свои усилия?

Ничто так не объединяет людей, как общее дело. Именно с такого общего дела, нацеленного на создание общенационального символа, и надо начать путь к нашей консолидации. А состоит оно в том, чтобы в географическом центре Осетии, который с учётом территории Южной Осетии, находится недалеко от Рощи Хетага, насыпать высокий холм и на его вершине под куполом установить осетинский традиционный фынг увеличенных размеров из мрамора или гранита. Фынг – это тот символ веры, который мы все в равной мере признаём своим. К сожалению, по большей части теперь уже чисто внешне, формально, так как, кроме узкого круга интересующихся, вряд ли сегодня кто-то знает его истинного назначения как символа веры. Но это дело поправимое. Думается также, что он нисколько не пострадает от того, если расширить его содержание как символа веры путём добавления к торцевой части его столешницы кругового орнамента, символизирующего своим рисунком единение трёх наших субэтносов через общую веру и общую культуру. Что касается насыпного холма, то и он должен содержать в себе символический объединительный смысл.

Во-первых, он должен сооружаться общими усилиями. А во-вторых, в него должны быть насыпаны горсти земли со всех святых мест Осетии. Можно доставить такие горсти земли с многих мест Европы и не только, где наши далёкие предки оставили заметный след. Из испанской Каталонии, например. Или из области Ясшаг в Венгрии. Таких мест в мире очень много. И в этом случае символический статус этого сооружения приобрёл бы международное значение. Или, по крайней мере, играл бы роль туристической достопримечательности. В любом случае мы ведь ничего не теряем.

После завершения намеченных работ, нужно будет утвердить один праздничный день в году, когда три выборных старейшины над этим Аланты или Алонты фынгом будут возносить молитву о единстве осетин с пожеланиями процветания и тому подобными приличествующими для такого случая словами. Одним словом, должен сложиться определённый ритуал того, как это должно проходить. Остаётся лишь пожелать, чтобы всё это осуществилось как можно скорее, и у этого сакрального сооружения появились и другие важные функции во благо нашего народа.


Т. Ардигон

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 3463 | Автор: admin | Дата: 19 марта 2014 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!