Сакральные территории Осетии » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Сакральные территории Осетии » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Сакральные территории Осетии

Раздел: Авторские статьи  

 
 

14 марта 2014 г. во Владикавказе состоялся Круглый стол, в котором приняли участие более 80 человек, представляющих различные слои общественности республики. Заседание было посвящено обсуждению проблемы сакральных-священных территорий исторической Алании, которым, необходимо придать официальнЫЙ статус для обеспечения их защиты и сохранности. Предложение было выдвинуто Институтом национального развития и общественными организациями Северной Осетии.

Своими мыслями по данному вопросу с посетителями сайта делится известный журналист и общественный деятель АЛИНА ТУАЕВА, снявшая в 2012 году документальный фильм «ВОЗВРАЩНИЕ К ИСТОКУ. Сакральные территории Осетии».



В традиционных культурах различных народов мира сакральные места и территории испокон веков являются местами неприкосновенными, таинственными и малодоступными. Что касается Центрального Кавказа, то он являлся священной землей с незапамятных времен, потому что это то самое место, где возродилось Человечество после катастрофы Потопа, и где оно сделало первые шаги к цивилизации. И это то место, где должны начаться сакральные события в будущем.

С самых древнейших времен Центральную часть Большого Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта населяют ир-ас-аланы-осетины. Эта земля исторически является крупнейшим и древнейшим сакральным центром всего индоевропейского мира. Здесь располагалась духовно-идеологическая зона древнего мира. По плотности расположения в этом регионе архаичных замков, городищ, некрополей, культовых сооружений и других памятников истории и духовной традиции - Центральный Кавказ не имеет аналогов в мире.. Только общее количество святых мест -кувандонов -здесь составляет более тысячи. Горы Центрального Кавказа свыше 2500- 3000 метров испещрены древними дорогами, каменными кругами, культовыми сооружениями, заповедными местами.

Время становления духовного мировоззрения осетин своими корнями уходит в глубокую древность, за обозримые горизонты развития человеческой цивилизации свыше 3-5 тысячелетий до н.э.
«После эры похолодания (Кар ама Карафы растаг) в Кавказской Мировой горе, именуемой в Нартском эпосе иносказательно «Софиайы заппадз»,т. е. «Склеп Мудрости» нашли свое пристанище, достигшие совершенства знаний белых богов-асов, нарты». (С. Джанайты)
«Идеологическое содержание традиционного духовного мировоззрения нартов- ир-ас-алан-осетин издревле основывалось на глубочайших знаниях и знаках-символах Вселенной, представляя собой наполненную философским содержанием высокоразвитую космогоническая систему. Все мировые религии при своем становлении использовали древнейшее духовное Учение ир-ас-алан, известное нам как Ирон-нартон агъдау – именно это духовное мировоззрение господствовало в Евразии в эпоху индоевропейского единства народов. В эту эпоху Кавказ выполнял функцию одного из главных сакральных центров легендарного древнего мира». (Х. Дзанайты)

Не случайно, самоназвание Осетии «ИР» перекликается с названием «ИРИЙ», обозначающем в Славянской миологии «небесное царство богов, славянский ведический рай, учрежденный Сварогом. В Ирии растут священные деревья. В Ирии собираются и пируют небесные боги; в небесном царстве живут так же и славянские Предки».

Кроме того, согласно нордическим преданиям, когда-то на земле жили Асы, герои-полубоги, которые были родоначальниками скандинавских народов. В сагах вспоминается Асгард, откуда вышел с племенами Асов их вождь Один.
Скандинавские историки 19 века называют его аланом по происхождению, а современные осетинские ученые установили звучание его имени на родном языке –Уддан, от которого произошло имя Один..

Два года – в 2000 и 2001 гг. – археологическая экспедиция всемирно известного ученого-путешественника Тура Хейердала исследовала Крепостное городище города Азова. Гипотеза Тура Хейердала состояла не только в том, что Верховный Бог Скандинавии Один был родом из города асов - Асгарда, и что среди асов зародилось племя викингов, а в том, что с юга на север Европы пришла группа людей, во главе с Одином, которая стала элитой скандинавского общества.

Специалисты ведущих университетов и научных центров стран Западной Европы, азиатских стран, Китая проводят широкомасштабые исследования уникального наследия ир-ас-алан-осетин, включающие изучение и преподавание его сакрального языка – ирон авзаг.
Сегодня осетины – единственные носители языка легендарных скифов, сарматов и алан, единственные приверженцы прамонотеистического духовного мировоззрения – Ирон Ёгъдау. Данное мировоззрение зафиксировано в Нартиаде и других сакральных текстах – Царциаты таурагъта, Даредзанты каджыта.
« А вся горная часть территории Алании с древнейших времен выступает в качестве единого священного Храмового комплекса, в котором была установлена Всевышним строгая иерархическая структура. То есть вся горная территория Осетии, согласно старинным преданиям, была поделена на ущелья, каждое из которых было отдано Богом под покровительство определенных Дзуаров, Таким образом, каждая составная часть Храмового комплекса священных гор Осетии имеет своего небесного покровителя и
является табуированной с доисторических времен». (Х. Дзанайты)

У наших, действительно великих предков не было понятия «религия» в сегодняшнем толковании этого слова. Им не нужно было во что-то верить. Они знали, как всё устроено во Вселенной, и как всё работает. Они знали, что всем бесконечным Мирозданием управляет Иунёг Стыр Хуыцау, духовной частицей, а не рабом которого является каждый из нас.

То, что называется у других народов религией, для осетин является неотъемлемой частью их миропонимания и бытия и диктует им философию благонравия, благодеяния и благомыслия, а в целом – нравственной чистоты перед Богом.

При этом, мне бы хотелось обратиться здесь к теоретикам, мыслящим лишь общепринятыми категориями и воспринимающими отношение человека к надчеловеческому духовному миру, лишь как религию. Я хотела бы заметить или даже утверждать, что из огромной, неиссякаемой сокровищницы духовной культуры осетинского народа, именуемой емким, непереводимым слово Ёгъдау - можно выделить и обособить, при желании, и абсолютно полноценное и равноправное ( всем известным религиям мира, что прекрасно доказали в своих трудах Д. Макеев и З. Цораев) явление осетинской народной веры-дин.

А в продолжение разговора о великом наследии осетин, замечу, что сила заветов древних Посвященных –предков осетинского народа, зашифровавших Древние Знания в языке, обычаях и традициях была столь велика, что их не смогли вытравить из души осетина ни годы, ни насаждаемые другими народами религии и идеологии. И в то время, когда по всей стране воинствующий атеизм закрыл все церкви, мечети и синагоги, в Осетии в течение всей эпохи советской власти - люди никогда не покидали свои святые места и продолжали исполнять священные ритуалы. Потому что связь с Высшими силами у осетин всегда была двусторонней.

Осетинское общество никогда не прерывало связи со своими родными святыми – небожителями. В течение каждого года ежемесячно старательно готовились и проводились многочисленные праздники, в которые народ молился, причащался и постоянно заверял Бога и Высшие сил в своей верности, А в каждый день повседневной жизни жил так, чтобы не заслужить осуждения Высших сил в неблагопристойности поступков или действий. Со стороны покровителей осетин – зӕдтӕ ӕмӕ дауджытӕ тоже проявлялась ответная забота и помощь. В Осетии известны многочисленные случаи явления высших сил и их рекомендации по устройству святых мест и ритуалам, и многое другое.

Самое удивительное воплощение оставленного предками древнего символизма можно увидеть в строении древнеарийского храма-хранителя Рекома. Согласно расшифровке Славы Джанаева, « основное сооружение храма Реком - это стилизованный образ дракона, который у ариев не зло, а святая мать- хранительница земных богатств и знаний.
Двусторонняя свастика над входом в святилище Реком - это символическое обозначение самого Рекома.
Крест в культовом понимании осетин является обозначением света, солнца, и оберега. В нижней части двери из фигурных кованых полос образуются ромбики - символы обрабатываемой земли, выше находятся четыре солярных знака в виде крестов. Над центральным крестом находятся девять космогонических знаков необычной формы являющиеся своеобразными обозначениями верхнего мира. Птицы на консолях – это известный всем арийцам символ фарна, посылаемого на землю к людям, в образе сокола».

Слава Джанаев «Три слезы Бога»


Культовые сооружения нартов-асов, выстроенные ими высоко в горах Центрального Кавказа являются символами древних космогонических воззрений их создателей. Расшифровка вложенной в них информации, потрясает глубиной содержащегося в них идеологического содержания. Каждый из 1000 ныне известных дзуаров имеет свое сакральное таинство и играет определенную роль в структуре Единственного в своем роде действующего на протяжении как минимум 4-х тысяч лет природного храмового комплекса Осетии.

Однако, как известно, современные стереотипы ломаются с трудом. И многим сегодня трудно поверить, что малочисленный, в планетарном масштабе, осетинский народ является единственным прямым наследником легендарных скифов и алан. Что именно он несет в своей традиции знаки и символы, бывшие когда-то едиными для всего индоевропейского мира, и что именно он сумел сохранить в течение самых тяжелых для человечества 3 последних тысячелетий борьбы с Тьмой – Знания древних ариев. Эти Знания о высшей реальности, о структуре Мироздания, о Едином Боге, о силах Добра и Зла, о необходимости эволюционного роста человека и несли по миру Воины Света- скифы, сарматы и аланы. Распространяя вместе с тем и божественные заповеди, высокие моральные и духовные устои, содержащиеся в их кодексе чести и в фундаментальном Законе жизни Ирон-нартон агъдау. Поэтому Асы-учителя, и становились для других народов Богами и Королями.

На огромных просторах Евразии есть множество доказательств существовавшей там некогда Единой культуры, Единого источника. На карте древнего мира можно увидеть огромные территории, занятые скифами, сарматами, аланами и другими родственными им племенами.
Повсеместно в ареале их расселения найдены оставленные ими великие знаки-символы, кромлехи Стоунхендж и Аркаим, спирали Гипербореи, карта-татуировка принцессы Укока, загадочные курганы, дольмены и пирамиды, свитки Мертвого моря и многое, многое другое.
Ир-ас-аланы , скифы и сарматы были рассеяны по всему миру, и могли бы остаться жить в любой части света. Однако, случайно ли, что они выбрали именно Кавказ для сохранения идеологии Асов-нартов? Горы Центрального Кавказа явились для них самой укрепленной природной крепостью, которую никто никогда не смог покорить. Здесь издревле господствовала и совокупная сила многочисленных святых мест, каналов связи с Высшим миром. И именно здесь, благодаря своей изолированности народ сумел сохранить, передавая из поколения в поколение вверенные ему тайны, зашифрованные в Нартиаде, в традициях и обычаях.
Сейчас, когда начинает спадать полог тайны покрывавший наследие великих Асов, становится понятным пророчество нартов, когда они говорили, что знают о наступлении времен, в которые забудется хатиагский язык (т.е. умение посвященных читать тайный смысл знаков и символов), что народ Ир рассеется по белу свету.
Но настанет час, когда найдутся истинные наследники нартов-Асов, которые с помощью притч-заповедей вспомнят хатиагский язык, (то есть научатся понимать универсальный язык символизма), именно они и прочитают зашифрованные послания предков.

Как мы уже отмечали, всю горную территорию Осетии можно рассматривать, как Единый естественный Храмовый комплекс, так как она табуирована ир-ас-аланами –осетинами с доисторических времен, и включает в себя тысячи мест поклонения Единому Богу и высшим силам. Поскольку одной из важных особенностей духовного мировоззрения народа Ир является то, что он не возводит рукотворных храмов. Божественным храмом для них выступает вся необъятная Вселенная. Поэтому свое молитвословие, обращение к Творцу народ Ир-ас-аланы-осетины по сей день осуществляет на лоне первозданной природы – естественного божественного храма. В Осетии по сей день существуют особо сакральные заповедные зоны, посещение которых не допускается или допускается лишь избранными и в определенное время. Например, особо священными табуированными являются Лесные массивы Сагома в Мамисонском ущелье, Шау комы дзуартта в Алагирском, горы Тбау-хох, Хъариу-хох, Джимара, Хетаджы къох и другие.

Все это дает основание называть всю горную часть Осетии Сакральной территорией.

«Под сакральной (священной) территорией можно понимать часть культурного ландшафта этноса, играющую важную роль в формировании и функционировании его традиционного мировоззрения; в процессах этнической самоидентификации».

А.В. Иванов


Важным непосредственным доказательством сакральности местности служит то, что она окружена трепетным отношением со стороны местного населения, которое хранит о ней древние легенды и предания, передающиеся из поколения в поколение. Из века в век в этих местах проводятся праздники и культовые действия, призванные поддержать гармонию между человеком и Космосом, установить связь между миром людей и миром духов-хранителей.

Сакральные объекты — это места духовного единения человека с Природой и высшими силами, хранители традиций древних народов, сохраняемые и почитаемые представителями разных религий на протяжении тысячелетий.

В мире существует немало примеров наличия сакральных территорий в разных странах.
В конце 90-х годов шаманы Республики Бурятия официально признали остров Ольхон главным святилищем, культовым центром общебурятского значения,. Классическим примером священной территории выступает Ватикан. В Греции святая гора Афон почитается – как земной удел Богородицы.

Сакральной территорией является Лхаса- бывшая столица независимого Тибета.

В этом отношении Монголия обладает уникальным опытом, поскольку именно здесь сакрализации территории придан государственный статус. Первая официальная сакрализация горы Богд Хан была проведена в Монголии в 1778 году по инициативе монгольской знати. А в 1995 году данная церемония была утверждена Указом Президента Монголии.

Церемония государственной сакрализации представляет комплекс мероприятий – обрядов, ритуалов, относящихся к ламаизму и шаманизму. После совершения обрядов, в отношении горы закрепляется ряд табу.

Запреты, связанные с сакрализацией гор Монголии.

«Участникам обряда жертвоприношения следует:
• Глубоко почитать священные горы. Строго запрещается сдвигать с мест камни, срывать растения и мусорить.
• Запрещается говорить без надобности, сквернословить, распивать спиртные напитки.
• Запрещается подъезжать к священному месту на транспорте, даже гужевом. Его следует оставлять у подножия и далее идти пешком.
• Запрещается с любого расстояния указывать пальцем и справлять нужду в направление священной горы. Если приходится указывать на гору, то нужно делать это всей рукой, поднимая при этом ладонь вверх.
• Запрещается оставлять у святого места бумажные деньги;
• Участники обряда должны быть нарядно одеты, обязательно должны быть застегнуты все пуговицы. Лица должны быть радостными.
• Считается, что если кто-то нарушит эти правила, то навлечет беду на себя и других людей».


В Республике Марий-Эл Священными объявлены многочисленные рощи. Веру марийцев часто называют "язычество", но сами марийцы этот термин отвергают, говоря, что они молятся богам, а не деревьям. Сейчас используется термин Марийская Традиционная Религия. А Храмом для марийцев – является Священная роща. Марийцы — единственный в Европе народ, существенная часть которого не приняла ни ислам, ни христианство.

В священной роще марийцев нельзя говорить громко, нельзя сквернословить, ломать ветки, справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период. Употребление на святых местах и в пределах ареала их действия спиртных напитков, расценивается как святотатство.
В рощах поразительная чистота. Сюда нужно приходить, с чистыми мыслями, помывшись предварительно в бане, одевшись во все чистое и светлое.

До моления никто не смеет отведать ни мяса, ни супа жертвенного животного. Молитва обставляется целым рядом церемоний и ритуалов.
Главное условие пребывания в священной роще - чистота души и тела».


Не правда ли, все это знакомо нам, осетинам? И не говорит ли это о Едином источнике космогонических Знаний, явившемся основой для проведения священных ритуалов монголами, бурятами, марийцами, но, прежде всего нами, осетинами, которые должны как никто другой в этом мире соблюдать заветы Нартов-Асов?
САМЫМ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ в этом отношении на сегодняшний день в Осетии является проведение праздника Рекомы барагбон с участием той части молодежи, которой удалось осознать, какое великое наследие им оставили предки.

Согласно преданиям, наши предки всегда находятся рядом с нами, готовые нам помочь. Возрождая свои традиции, мы приобщаемся к древним знаниям, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Ведь наша сила — это ФАРН предшествующих поколений, СИЛА, накопленных ими знаний и умений.

Каждый народ смотрит в будущее через призму своего прошлого, творит в настоящем на основе Духовности и Культуры, которая воспринимается от Предков. Если народ не имеет своего прошлого, он перестаёт существовать.

ПОДВОДЯ ИТОГИ, отметим, что и музыка, и танцы, и устное народное творчество, и традиции, и обычаи, а самое главное – многочисленные святые места, все это - великое наследие нартов. В этих намоленных местах проходили Древние мистерии и здесь же ждут своего часа еще нераскрытые тайны. Поэтому и назрела необходимость признания всей горной части Северной и Южной Осетии, как сакральной (священной) территории. С соответствующим осознанным, ответственным и благоговейным отношением к ней как самих осетин, так и представителей других народов, посещающих эти места.

Официальное придание табуированным территориям горной части исторической Алании статуса Сакрального центра общеарийского значения представляет собой единственную реальную возможность отнесения данной территории к части Всемирного культурного наследия, находящегося под патронажем Организации Объединенных Наций.

В документах ЮНЕСКО признается значимость природных священных мест для сохранения культурного наследия разных народов.

В Российском законодательстве имеется Федеральный Закон № 73 «Об объектах культурного наследия», в котором понятия «культовые объекты, священные места, сакральные территории» представляют собой памятники духовного наследия, которые должны подлежать государственной охране. И им « гарантируется сохранность в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации».


Существование подобных священных территорий в Евразии напоминает о вечном, наглядно утверждая, абсолютные ценности в стихии нашего сугубо релятивного мира. К этим абсолютным ценностям можно отнести:; непрерывность исторической памяти народов и их умение благоговеть перед национальными святынями.


P.S.

Проблемой государственной сакрализации территорий озабочены и в Алтае, Бурятии, Тыве, Монголии и ряде других стран. В течение ряда лет разрабатывались законы, приобретен достаточный опыт в решении данного вопроса, которым можно воспользоваться.

Например:

«Только охранный статус может остановить разрушение и ограничить несанкционированное использование сакральных объектов; восстановит утраченные и деградировавшие объекты наследия; позволит регламентировать посещение религиозных объектов; уменьшит антропогенную нагрузку на ландшафты; согласно научному обоснованному режиму будет способствовать правильному и оправданному использованию, с одной стороны, государством, с другой стороны – местным населением»..

«Через эффективную защиту может быть дан и некоторый импульс к устойчивому развитию территории. Регулирование со стороны государства возможно в трех основных формах: 1) придание статуса памятников культуры сакральным объектам и территориям; 2) придание статуса достопримечательного места; 3) придание статуса историко-культурного заповедника». (И. Гомбоев, Республика Бурятия)

«Для сохранения необходимы специальные меры: постановка сакральных мест на учет и охрану как культурно-исторических памятников, внедрение знаний о сакральных местах в местные образовательные программы, информирование местных жителей и туристов о правилах поведения на сакральных местах». (А.В. Иванов, Алтайская Республика)


Алина Туаева.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 6415 | Автор: admin | Дата: 18 марта 2014 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!