Аланы на Пиренейском полуострове и в северной Африке » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Аланы на Пиренейском полуострове и в северной Африке » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


 ::

 

Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Каталог Осетии (объявления)

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Август 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Аланы на Пиренейском полуострове и в северной Африке

Раздел: Авторские статьи  

 
 

Карсанов Ахмат Николаевич
доцент Московского Высшего технического
училища им. Н. Э. Баумана,
кандидат физико-математических наук.

В октябре 409 г. аланы в союзе с германскими племенами вандалов и свевов перешли Пиренейский хребет и вторглись на Пиренейский полуостров, входивший в состав Западной Римской империи. Испанский диоцез состоял из семи провинций: Галисия, Лузитания (совр. Португалия), Тарракона, Картахена, Бетика, Тингитания (Западная Мавритания в Африке), Балеары (Балеарские острова). Павел Орозий (380—420), современник варварского нашествия в Испанию, описал сопротивление римлян нападениям варваров. Римская армия не смогла сдержать натиск варваров — германцев и аланов, и эти племена в течение двух лет заняли большую часть территории Испании. Испанский епископ Идаций (427—510) в своей хронике под 410 г. сообщил о бедствиях, которые пережило население полуострова в результате нашествия варваров. В 411 г. варвары разделили провинции Пиренейского полуострова по жребию. Вандалы и свевы заняли Галисию, аланы оккупировали Лузитанию и Картахену, а вандалы-силинги разместились в Бетике. Вандалы в Испании делились на две племенные группировки — асдингов и силингов. Судя по тому, что провинции, занятые аланами, составляли почти половину территории полуострова, число аланов, пришедших в Испанию, было значительным. Северная часть полуострова — провинция Тарракона осталась под контролем римских властей. Часть населения Испании и римские гарнизоны укрылись в укрепленных городах, продолжали признавать власть римского императора и вели борьбу против варваров (1, с. 54—55;/ 2, с. 549—551; 3, с. 17—18; 4, с. 13—14).

Аланы на Пиренейском полуострове и в северной Африке








Наложение исторических событий начала I в. на карту этно-топонимов типа «Сармат»

Связи между сарматскими и германскими племенами сложились в первые века н. э. в Подунавье, в Дакии и Паннонии, и в Северном Причерноморье. Неоднократно германцы и сарматы выступали в союзе против Римской империи. Сарматы были скотоводами-кочевниками и воевали в конном строю. Германцы обычно сражались пешими. Под влиянием сарматов коневодство и конница сложились и у германских племен. «Когда в их соседство явились вместе с Гуннами конные полчища Алан, (в конце IV в.— А. К.), близких родичей Сарматов, то конники признали друг друга, и явилась возможность общих предприятий. Конники Свевы связали свою судьбу с Вандалами, к ним примкнули и полчища Алан для совместного переселения за Рейн. Более чем вероятно, что в этом движении участвовали союзники Свевов Сарматы, т. е. Языги; они легко могли скрыться под имя Алан, которых одних только называет в своих сообщениях об этих событиях наше предание. Участие свевов в этом движении делает весьма вероятным это предположение. Их посредство и участие в этом движении может явиться объяснением сближения Алан с Вандалами» (5, с. 31—33).

Вестготы, обосновавшиеся в Галлии, по договору с властями Западной Римской империи в 416 г. вступили на территорию Испании. Во главе с королем Валией (415—419) вестготы напали на аланов и вандалов-силингов в Лузитании и Бетике. В 418 г. в столкновении с вестготами погиб аланский царь Аддак (1, с. 55—56; 3, с. 19; 6, с. 655).

У Аммиана Марцеллина (330—400) под 363—364 гг. упомянут персидский вельможа Адак (7, вып. 2, с. 238). В осетинском языке: adda (иронский диалект), anda (дигорский диалект) — «снаружи, вне», употребляется и как наречие и как послелог, и как первая часть сложного слова. Вторичные образования: addag/andag «внешний», addagon/andagon «чужой». Восходит к иран. anta: ср. др.— инд. anta «конец, предел» (противопоставляется «середине» madhya — совершенно так же, как ос. adda противопоставляется midag «внутри»). Двойное dd в иронском результат ассимиляции n(nd-dd) (8, с. 103— 105). В конце имени Аддак иранский именной суффикс «ак». Таким образом, имя Аддак означает «отделившийся» или «отколовшийся». Действительно, аланы, ушедшие в Западную Европу, отделились от своих земляков, живших на Кавказе и в Северном Причерноморье. Также иранские (сарматские) имена Гоар, Эохар и Сангибан имели аланские предводители в Галлии в первой половине V в. (9, с. 39—44; 10, с. 285, 289, 310). В Западной Европе знали, что аланы пришли с Востока. Аполлинарий Сидоний (431—488), живший в Лионе, называл аланов «уроженцами Кавказа» (11, с. 62).

После поражения от вестготов аланы слились с вандалами-асдингами, находившимися в Галисии. После гибели Аддака у аланов в Испании уже не было своих национальных царей. Общим королем вандалов и аланов стал Гундерих (406—428). В 419 г. вспыхнул междоусобный конфликт между вандалами и свевами. Вандалы, потерпев неудачу, были вытеснены с северо-запада полуострова на юг, в провинцию Бетику, и объединились с находившимися там вандалами-силингами (1, с. 56; 3, с. 20; 4, с. 14—15; 12, с. 113, 130).

Укрепившись в Бетике, вандалы в 424—425 гг. совершили нападения на Гиспалис (Севилья) и Картаго-Нова (Картахена). В бухте Картахены вандалы захватили корабли и на них совершили грабительские набеги на Балеарские острова и Мавританию в Африке. В 427 г. король вестготов Теодорих I (419— 451) начал военные действия против вандалов. В 428 г. король Гундерих умер, и во главе вандалов стал его сводный брат Гейзерих, или Гензерих (428—477), который сыграл выдающуюся роль в укреплении королевства вандалов (1, с. 57; 3, с. 21; 12, с. 131, 132). Проспер Тирон (умер в 463 г.)' в своей хронике под 455 г. назвал Гейзериха королем вандалов и аланов («Rex Wandalorum et Alanorum Geisericus») (13, с. 487).

Об общественной жизни вандалов и аланов источники сообщают мало сведений. А. Р. Корсунский считает, что социальное развитие вандалов и аланов «характеризуется легкостью, с которой они снимались с одного места и переселялись в другое»; у них «была слаба социальная дифференциация: знать, для которой главным источником обогащения стали бы имения, обрабатываемые несвободными и полусвободными земледельцами, не успела сложиться» (4, с. 15, 16).

В 429 г. вандалы и аланы во главе с королем Гейзерихом переправились с Пиренейского полуострова в Северную Африку. Причинами переселения вандалов и аланов в Африку были, с одной стороны, непрекращающиеся нападения вестготов и свевов на них, а с другой стороны, стремление обосноваться в богатых и плодородных североафриканских провинциях Западной Римской империи.

«Следы» пребывания аланов остались в топонимии Испании. Памятью об аланах Р. Менендес Пидаль считал топонимы: Villa Alan, совр. Villalan, около Вальядолида; Puerto del Alano близ Уэски (14, с. 532). Б. Бахрах обратил внимание на следующие аланские названия в топонимике Испании Alange (Badajoz), также Alamje; Alanis (Seville); Alan (Huesca); Alenya (Pyrenees-Orientales); Allenius; Brechee dAllanz (Hautes-Pyrenees) (15, с 138, 139). В названии современной провинции Испании Каталонии видят первоначальное Got-Alania (16, с. 74). По мнению В. Шишмарева, «чтобы принять это толкование, нужно прежде всего объяснить переход начального g в с (к)» (17, с. 70). Заметим также, что на Пиренейском полуострове аланы действовали в союзе с вандалами и свевами, а с вестготами воевали. Может быть, в первой части названия Католония иранское Kat, kata — «жилище», «поселок», «город», и название Каталония в целом означает «Аланские поселения». Сравнительно непродолжительное пребывание аланов в Испании не должно было оставить «следов» в топонимии страны. Возможно, не все аланы ушли вместе с вандалами в Африку. Какая-то часть их осела на Пиренейском полуострове и растворилась среди местного населения. Этим, вероятно, объясняется наличие аланских названий в топонимии Испании.

В. А. Кузнецов и В. К. Пудовин в обзорной работе, посвященной пребыванию аланов в Западной Европе в интересующую нас эпоху («Великого переселения народов»), рассмотрели и подвергли анализу археологические находки, сделанные на Пиренейском полуострове. Распространение немногочисленных предметов северопричерноморского типа ряд археологов (М. И. Ростовцев, Г. Цейсс) связывали не только с готами, но и с аланами. В погребении из Бейя, в Португалии, найдены две золотые пряжки, инкрустированные гранатами, и железный меч с гранатовым набалдашником. В погребении из Галисии обнаружена пряжка, украшенная гранатами. Эти находки могут свидетельствовать об аланах, живших на Пиренейском полуострове. «Аналогичные пряжки хорошо известны в позднесарматских и аланских погребениях Крыма и Северного Кавказа» (18, с. 82, 89).

В мае 429 г. вандалы и аланы высадились на африканском побережье. Как писал Иордан, вандалы переправились в Африку «через переправу в теснине, которая называется Гадитанским проливом (совр. Гибралтар), он отделяет Африку от Испании едва семью милями и выводит устье Тирренского моря в бушующий океан» (19, с. 99).

Виктор, епископ г. Виты в Северной Африке, в своей «Истории», написанной в 488—489 гг., считал, что вандалов, вторгшихся в Африку, было восемьдесят тысяч человек, включая стариков, детей и рабов (20, с. 181 —182). Прокопий Кесарийский (кон. V в.— ок. 562) в труде, посвященном описанию войны византийцев с вандалами в 533—534 гг., в которой он принимал участие в качестве советника византийского полководца Велизария, писал, что «Вандалы населяли прежде страну около Меотидского озера (Азовское море — А. К.) Томимые голодом, они направились к Германам, которые ныне называются Франгами, и к реке Рину (совр. р. Рейн — А. К), присоединив к себе Аланов, народ Готский». По поводу этого высказывания Прокопия Г. Дестунис заметил, что «правдоподобно мнение тех специалистов, которые всех Аланов признают за одно племя происхождения Иранского и в нынешних Осетах видят потомков Аланов» (21, с. 23—24). По справедливому мнению Ю. А. Кулаковского, «тесная связь между Аланами и Вандалами вызвала у историка, описавшего гибель Вандальского царства в Африке, Прокопия, ложное представление, будто эти Аланы были Германцы» (5, с. 30). Далее Прокопий сообщил, что «Гизерих разделил Вандалов и Аланов на полки и поставил над ними не менее восьмидесяти начальников, которых назвал тысячниками, показывая тем, будто у него восемьдесят тысяч воинов. Однако уверяют, что число Вандалов и Аланов в прежнее время не простиралось выше пятидесяти тысяч: но они сильно размножились впоследствии от народившихся у них детей и от присоединившихся к ним других варваров. С именем Вандалов слились имена Аланов и других варварских народов, кроме однако Маврусиев», т. е. североафриканцев (21, с. 52—54). В «Тайной истории» (550 г.) Прокопий писал, что «когда вандалы взялись здесь (в Африке.— А. К.) за оружие, было их до 80000 вооруженных, что же касается числа их жен, детей и рабов, то кто мог бы представить себе их точное количество?» (22, с. 324). По мнению Ш.— А. Жюльена, Гейзерих привел в Африку» весь свой народ, то есть вандалов, аланов и свевов, в общей сложности 80 тысяч человек, из которых около 15 тысяч составляли воины» (23, с. 304). А. Р. Корсунский считает, что Гейзерих переправился через Гибралтар с 80-тысячной армией (24, с. 73).

В состав североафриканского диоцеза Западной Римской империи входили следующие провинции: Мавритания Цезарейская, далее на восток Мавритания Ситифенская, Нумидия с главным городом Циртой (с 312 г. — Константина), Проконсульская Африка (главный город — Карфаген), южнее находилась провинция Бизацена и юго-восточнее — провинция Триполитания. Восточнее находились провинции Ливия и Египет, принадлежавшие Восточной Римской империи (24, с. 73).

После высадки вандалы и аланы двинулись вдоль побережья на восток. Поход сопровождался разорением и убийствами местных жителей. В 430 г. вандалы нанесли поражение римской армии, они оккупировали большую часть римских североафриканских провинций, только крупные города Карфаген и Константина оставались во власти римлян, В 431 г. из Константинополя против вандалов была отправлена морем византийская армия, которую возглавлял Флавий Ардавур Аспар, военачальник аланского происхождения. Потерпев поражение от вандалов, византийская армия возвратилась обратно в Константинополь. В 435 г. между Римом и Гейзерихом был заключен мирный договор, но вскоре Гейзерих нарушил его. 19 октября 439 г. вандалы овладели Карфагеном и захватили в порту римские корабли (10, с. 280; 23, с. 304—306; 24, с. 75—76; 25, с. 243—244).

«В 40-х и 50-х годах V в. процесс образования Вандало-аланского королевства был завершен». Г. Г. Дилигенский даже считал, что «к середине V в. Вандальское королевство превратилось в сильнейшее государство Средиземноморья». В королевстве вандалы и аланы занимали высшие ступени социальной иерархии. Король обладал абсолютной властью и был самым большим землевладельцем в стране. «В крупных земельных владениях вандалов использовался преимущественно труд колонов и рабов, таким образом, в Вандальском государстве в значительной степени сохранялись следы исчезающего рабовладельческого общества». Основной военной силой королевства являлась конница, в которой служили вандалы и аланы; во вспомогательных частях служили местные мавры (24, с. 76— 77; 25, с. 278).

В конце мая 455 г. вандалы приплыли на кораблях в Италию, высадились на побережье и 2 июня овладели Римом. Как сообщил Иордан, «Гизерих, король вандалов, пришел из Африки в Италию с вооруженным флотом, вступил в Рим и все разорил» (19, с. 113). В течение двух недель продолжалось разграбление и разорение города. После разгрома Рима Гейзерих укрепил свое господство в Западном Средиземноморье, захватил Сардинию, Корсику, Сицилию и Балеарские острова, подчинил себе все североафриканские провинции Западной Римской империи, вандалы перенесли свою активность в Восточное Средиземноморье. Прокопий писал, что «Гейзерих врывался в области Восточного государства, грабил Иллирию, большую часть Пелопоннеса и Эллады и прилежащие к ней острова» (21, с. 54—55). В 468 г. в бухте Карфагена вандалы нанесли поражение кораблям византийского флота. В мирном договоре 474 г. Византия признала независимость Вандальского королевства. После смерти Гейзериха в 477 г. на престол вступил его сын Хунерих (477—484) (24, с. 78—80; 25, с. 278). О. Вайнштейн указал: «То обстоятельство, что вандальский король Хунерих в одном документе 484 г. называет себя Rex Vandalorum ct Alanorum, заставляет думать, что провинции Африки были завоеваны обоими этими племенами» (20, с. 213; 26, с. 150). Хунериху наследовали племянники Гунтамунд (484—496) и Тразамунд (496—523). С конца V в. усилился натиск берберо-мавританских племен на территорию Вандальского королевства. В 491 г. остготы захватили Сицилию. После смерти Тразамунда его преемником стал сын Хунериха Хильдерих (523—530), который стал проводить политику сближения с Византией. «Против политики Хильдериха выступила другая группировка королевской семьи со своими сторонниками, стремившаяся продолжать традиционную политику вандалов. Хильдерих был свергнут и заключен в тюрьму вместе с членами его семьи. Королевство перешло к Гелимеру, правнуку Гейзериха, который был последним королем вандалов». Непрерывные нападения берберов разрушили Вандальское королевство (24, с. 81—83).

В июне 533 г., на седьмом году правления императора Юстинина I (527—565), громадная византийская армия на кораблях под командованием Велизария отправилась в поход против Вандальского королевства. В византийской коннице среди командиров был Эган, «из народа Массагетов, ныне называемый Уинами», и «шестьсот союзных варваров, из народа Массагетов, все конные стрелки. Ими начальствовали Синнион и Бала, люди отличной храбрости и твердости духа» (21, с. 94— 98). Ранее, под 528 г., во время военных действий византийцев против персов в Месопотамии, Прокопий писал, что в строю римских войск перед сражением слева «стояли Суника и Эган, родом Массагеты, с шестьюстами конных... На углу правой стороны поставлены шестьсот конных воинов под начальством Массагетов Симы и Аскана...» (27, с. 63).

О генетических связях между сарматами, аланами и массагетами свидетельствуют письменные, археологические и этнографические материалы (28, с. 107—171). В связи с этим средневековые историки иногда называют европейских аланов массагетами. Как сообщил Аммиан Марцеллин, император Юлиан (361—363) в речи перед легионерами упомянул массагетов, «которых мы теперь называем Аланами» (7, вып. 2, с. 171). Гунны во время вторжения в Восточную Европу в нач. 70-х годов IV в. дошли «до земли Алан прежних Массагетов». Гунны победили и подчинили себе донских аланов (аланов-танаитов). В дальнейшем гунны и аланы нередко действовали в походах совместно. В частности, отряды гуннов и алан присоединились к готам перед сражением под Адрианополем 9 августа 378 г. После победы над римской армией готы устремились грабить римские области и города на Балканах. «А к готам присоединились воинственные и храбрые Гунны и Аланы, закаленные в боевых трудах» (7, вып. 3, с. 239, 243, 262, 291). Поэтому Прокопий иногда смешивает аланов с гуннами (уннами). Значительно позднее Никифор Григора (1295—1360) писал о массагетах, переселившихся в 1300 г. из-за Дуная в Византийскую империю, что «их вообще называют Аланами» (29, с. 197—198). Имя Бала, одного из командиров массагетов-аланов, является аланским. В его основе: bala (скифо-сарм.), bala (др.-инд.), bal (осет.) — «военная сила», «отряд» (8, с. 232—233; 10, с. 284).

Когда византийские корабли были у Авида в Дарданельском проливе, произошел кровавый эпизод: «два Массагета, пьяные, убили товарища, который насмехался над ними. Нет народа, который бы любил цельное вино более Массагетов. Велизарий тотчас повесил убийц на холме, стоящем близ Авида. Другие, в особенности родственники их, изъявляли неудовольствие и говорили, что они пришли на помощь к Римлянам не для того, чтобы быть подчиненными Римским законам и подвергаться наказанию, ибо не такое наказание полагается за убийство» (21, с. 103—104).

Византийский флот достиг побережья Северной Африки, сухопутная армия высадилась на берег и двинулась вдоль побережья. Союзные массагеты по приказу Велизария прикрывали левый фланг войска (21, с. 125, 132). Прокопий рассказал о разгроме массагетами отряда вандалов. «Между этими Массагетами был один воин, отличавшийся храбростью и крепостью телесной. Он предводительствовал немногими воинами, но от отцов и предков имел он право во всех Уннских войсках нападать на неприятелей прежде других. Ни одному Массагету не было позволено нападать на неприятеля прежде кого-нибудь из этого дома. Когда Унны были на близком расстоянии от Вандалов, этот воин, погнав коня своего, стал один у самого Вандальского стана. Вандалы, изумленные ли отвагой его, или подозревая, что неприятели устроили против них засаду, не трогались с места и не пускали против него стрел. Я думаю, что они, не испытав никогда Массагетов в битвах, но зная по слуху, что это народ самый воинственный, устрашились опасности. Унн возвратился тогда к своим одноплеменникам и сказал им: «Бог посылает вам этих чужеземцев, как готовую пищу». Вандалы не вынесли натиска Уннов, ряды их расстроились, они и не думали защищаться и все погибли бесславно» (21, с. 133—134).

Существование Вандальского королевства подходило к концу. Брат короля Гелимера (530—533) Цазон обращался к нему: «Царь Вандалов и Аланов». По мнению Г. Дестуниса, автору незачем было от себя придумывать такой титул, только лишь на том основании, что между Вандалами находились Аланы» (21, с. 158). На чаше Гелимера, найденной в Фанцазо, к северу от Венеции, есть надпись: «Gelamir rex Vandalorum et Alanorum». Е. Ч. Скржинская считала, что в союзе племен, где главенствовали вандалы, «отзвуком крупного значения аланов в этом союзе племен осталось их имя в титуле вандальских королей в Африке» (19, с. 278, 300).

В 534 г. в результате военных побед византийской армии королевство вандалов прекратило свое существование. Король Гелимер в марте 534 г. сдался на милость победителей, был привезен в Константинополь и окончил свои дни в почетном плену (24, с. 83; 30, с. 69). После завоевания королевства вандалов и аланов император Юстиниан I добавил к своему титулу наименование «Вандальский и Аланский» (31, с. 107). В титуле Юстиниана I имеется такая последовательность: «Аламанский, Готский, Фракийский, Германский, Антский, Аланский, Вандальский, Африканский» (32, с. 269; 33, с. 105).

Археологические находки из погребения в Кудьят-Затер (Карфаген) и в храме Тубурбо-Майюс М. И. Ростовцев сравнивал с материалами из Эрана (Франция) и Керчи и предложил гипотезу о сармато-аланской принадлежности погребения Кудьят-Затер. По справедливому выводу В. А. Кузнецова, «эта гипотеза остается вполне допустимым, но не доказанным предположением. Причины этого понятны — чем дальше на запад уходили аланы, тем больше утрачивались и нивелировались те специфические черты их материальной культуры, которые могли бы быть для нас своеобразными индикаторами. Уверенно опознать следы алан в материальной культуре Франции, Испании, Африки V—VI вв. мы не можем и вряд ли это удастся сделать в будущем» (9, с. 45).



ЛИТЕРАТУРА

1. Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М., 1951.

2. Pauli Orosii. Historiarum adversum paganos. Lidri VII. Corpus. Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vol. 1. Vindobonnae, 1882.

3. Hidatii Lemici. Continuatio chronicorum Heeronymiano-rum. Monumenta Germaniae Historicca (MGH). Vol. II, fasc. I. Berolini, 1894.

4. Корсунский А. Р. Готская Испания. Очерки социально-экономической истории. Изд. МГУ, 1969.

5. Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899.

6. Chronica Callica A. CCCCLII et DXI. MGH. Vol. I, fasc. 2. Berolini, 1892.

7. Аммиан Марцеллин. История. Вып. 1, 2, 3. Пер. Ю. А. Кулаковского. Киев, 1906, 1907, 1908.

8. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л., 1958. Т. 1.

9. Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.

10. Абаев В. И. Скифо-сарматские наречия.//Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979.

11. Ешевский С. В. Аполлинарий Сидоний, эпизод из литературной и политической истории Галлии V в.— Сочинения. Часть третья. М., 1870.

12. Сиротенко В. Т. История -международных отношений в Европе во второй половине IV — начале VI в. Пермь, 1975.

13. Prosperi Tironis. Epitoma Chronicon. MGH. Vol. I, fasc. 2. Berolini, 1892.

14. Menendez Pidal R. Origenes del Espanol. T. I. Mad rid, 1929.

15. Bachrach B. S. A History of the Alans in the West. Minneapolis, 1973.

16. Gr ousset R. The Empire of the Steppes. New Brunswick, 1970.

17. Шишмарев В. Очерки по истории языков Испании. М.-Л., 1941.

18. Кузнецов В. А., Пудовин В. К- Аланы в Западной Европе в эпоху «Великого переселения народов».//СА, 1961, № 2.

19. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Вступительная статья, текст, перевод и комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960.

20. Viсtоris Vitensis. Historia persecutions Af ricae pro-finciae. Patrologia latinae. T. LVIII. P., 1862.

21. Прокопий Кесарииский. История войн римлян с вандалами. Книга первая. Перевод С. Дестуниса. Комментарий Г. Дестуниса.//Записки истор.-филол. факультета С.— Петербургского университета. 1891. Часть XXVIII.

22. Прокопий Кесарииский. Тайная история. Перевод С. П. Кондратьева.//ВДИ. 1938, № 4 (5).

23. Жюльен Ш. А. История Северной Африки. Т. I. С древнейших времен до арабского завоевания (647 г.). М., 1961.

24. Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.) Изд. МГУ, 1984.

25. Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV—V веках. М.,4961.

26. Вайнштейн О. Этническая основа так называемых государств Одоакра и Теодориха. // Историк — марксист, 1938, № 6 (70).

27. Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами. Перевод С. Дестуниса, дополненный примечаниями Г. Дестуниса. Кн. I, II. СПб., 1862.

28. Гаглоев Ю. С. Аланы и скифо-сарматские племена Северного Причерноморья.//Изв. Юго-Осет. НИИ. Цхинвал, 1962. Вып. XI.

29. Никифор Григора. Римская история.— Византийские -историки. СПб, 1862. Т. 6.

30. Diesner H.-G. Der Untergang der romischen Herrschaft in Nordafrika. Weimar, 1964.

31. Кулаковский Ю. А. История Византии. (518—602). Киев, 1912. Т.П.

32. S chub art W. Justinian und Theodora. Munchen, 1943.

33. Diesner H.-G. Das Vandalenreich. Aufstieg und Untergang. Leipzig, 1966.

Источник - Ног Бон

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 4873 | Автор: admin | Дата: 21 января 2009 | Напечатать

 


1. Раиса Иванова Зарегистрирован: -- | ICQ: -- |

Написано:
11 февраля 2009 11:20
Ингуши назвали свою столицу Магас и утверждают, что предками алан являются чеченцы, ингуши и кабардинцы ,и что осетины забрали у них историю.Имеют ли эти утверждения хоть какую-то научную основу? Ингуши аланы?

2. admin Зарегистрирован: 29.09.2007 | ICQ: -- |

Написано:
27 февраля 2009 23:15
Эти утверждения основаны на пустом месте.

3. Allanus Зарегистрирован: -- | ICQ: -- |

Написано:
9 мая 2009 09:58
Очень малое количество данных о кавказских аланах позволило многим - тюркам,кабардинцам, ингушам необоснованно возводить себя к ним. Они также необоснованно возводят себя к ариям. Как правило, они это делают не из любви к истории, а из-за престижа называться аланами или ариями.

4. Vnesistemnaia Зарегистрирован: -- | ICQ: -- |

Написано:
31 мая 2009 10:28
Они, по крайней мере, имеют желание быть кем то! А мы настолько апатичны, что позволяем заливать свои корни водой. Что называется - концы в воду. Чтобы история спать не мешала!

 
     

 

 

 

Каталог Осетии - ищете товар, услугу или определенную организацию? А может вы руководитель фирмы и хотите разместить информацию о ней?
Здесь вы найдете все - http://каталог-осетии.рф

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!