Эмиграция в Турцию » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

Эмиграция в Турцию » Осетия и Осетины :: Алания, Аланы, Северная Осетия

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Обратная связь

:: Поиск по сайту


:: Каменные драконы Алании


Видеоархив

:: Осетинские фамилии

:: Фыдæлты уæзæгмæ

:: Док. фильмы

:: Худ. фильмы

:: События

:: Передачи

 

Осетия и Осетины

:: Новости Северной Осетии

:: Авторские статьи

:: Ирон къӕлиндар

:: Былое

:: Коста Леванович Хетагуров

:: Осетинская музыка

:: Кодекс аланской чести

:: Кто такие Осетины?

:: Осетинские имена

:: Фотогалерея Осетии

:: Построй свою башню

:: Осетинская поэзия

:: Осетинский Язык

 

Духовный мир осетин

:: Святые места Осетии

:: Нарты кадджытæ

:: Нартский эпос

:: Галерея Нартов

:: Осетинские сказители

:: Древние знания осетин

:: Осетинская литература

:: Традиции и обычаи осетин

:: Осетинские писатели

:: Быт осетин

 

История Осетии

:: Происхождение иранских народов
:: Формирование осетин
:: Осетины и Кавказ
:: История скифов
:: История сарматов
:: История алан
:: Осетия в XV - XVIII вв
:: Осетия в XVIII в
:: Осетия в первой половине XIX в
:: Осетия во второй половине XIX в
:: Осетия в XX в
:: Осетия в конце XX начале XXI в

 

Библиотека

:: Каменные драконы Алании
:: Три слезы Бога
:: Осетины за рубежом
:: Из истории Осетии
:: Из истории Алан
:: О верованиях Осетин
:: О культуре Осетин
:: Литература и письменность
:: Другие статьи
:: Сказания и героика

 

Популярное

 

Опрос

Когда вам нужно найти какой-либо товар или услугу в Осетии, чем вы пользуетесь?

ПС Яндекс
ПС Google
Каталог-Осетии.рф
Сайт "Вся Осетия"


 

Календарь

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

 

Архивы

Декабрь 2017 (1)
Июль 2017 (1)
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетины. Осетия-Алания

Проект патриотов Осетии

Осетия. Известные люди

 

     
 
   

Эмиграция в Турцию

Раздел: Коста Леванович Хетагуров » Публицистика  

 
 

Всякий народ и, в частности, всякий человек свою родину зовет матерью или колыбелью. Чем дольше сохраняются в народе нравственные устои, тем сильнее привязанность его к родине. Туземцы горной полосы Кавказа, несмотря на страшную борьбу за существование среди дикой, малопроизводительной, а в настоящее время во многих местах совершенно оголенной природы, — до обожания привязаны к своей родине. Но ничто не вечно под луною. В последние 30—40 лет благодаря разным агентам, турецким и доморощенным, некоторые магометанские племена стали переселяться в Турцию. Первое место в этой эмиграции принадлежит кабардинцам. Этот народ, раньше в продолжение многих столетий находясь под гнетом своих князей, с освобождением крестьян остался малодеятелъным и стоит далеко позади своих соседей осетин. Благодаря этому многочисленные агенты для вербовки туземцев в Турцию находят в Большой и Малой Кабарде, а также среди закубанских черкесов и абхазцев самую благодарную почву. Есть генерал-кабардинец, который в одной своей докладной записке указывал на факт, что он выселил в продолжение 5—6 лет больше 40 тысяч кабардинцев в Турцию. «Осетин» Мусса Кундухов, по происхождению кумык, в бытность Лорис-Меликова начальником Терской области выселился в Турцию с несколькими тысячами осетин-магометан. В этих печальных случаях, очевидно, карьера и материальная выгода взяли верх над привязанностью к родине. Темный люд, не зная, не ведая, что его ожидает в Турции, чистосердечно верит проходимцам — агентам и муллам, что его допустят к турецкому падишаху и тот его обласкает, даст по горсти золота и по 20 десятин самой хорошей земли; детей будут принимать на казенный счет в мусульманские школы; дочерей будут выдавать за пашей и т. п. галиматья. В русской печати очень часто давались самые яркие картины из жизни кавказских переселенцев в Турцию, но все это до народа не доходило, а интеллигентные туземцы очень мало заботятся о том, чтобы их сородичи не бросали благодатный край с его чудным климатом, богатой производительностью и простором ради малоазиатских пустынь с их безводием и убийственным климатом для кавказского горца, с массой заразных болезней. Вот еще одна яркая иллюстрация, заимствованная нами из «С.-Пет. вед.»:
«По поводу полученного стамбульскими газетами известия с Кавказа о поголовном переселении (?) в Турцию жителей Большой и Малой Кабарды в Терской областй «Османлы» негодует на оттоманское правительство за «введение в обман доверчивых горцев, которым турецкие эмиссары сулят всякие блага в Турции, между тем как их там ждут темное будущее и невзгоды. Заманивая с Кавказа десятки тысяч семей, турецкое правительство хорошо знает, что половина этих несчастных умрет в непривычном климате, и превосходные породы черкесских лошадей, которыми снабжается терское казачество, выродятся в Турции, как вывозимые в Южную Африку и Америку ангорские козы. Искони занимавшиеся коневодством и овцеводством черкесы в Турции вынуждены будут переменить род занятия и образ жизни, а легко ли это им дастся? Переселяющиеся с Кавказа и Крыма в Турцию черкесы, лезгины и татары всегда бывают уверены, что их разместят компактными массами, по племенам и языкам. На самом же деле по прибытии в Стамбул их рассеивают мелкими группами во всей Малой Азии, начиная с русской границы до Айдинского вилайета и Персидского залива. Увидев себя в ближайшем соседстве с совершенно чуждыми им по языку, нравам и обычаям переселенцами из Боснии, Румынии, Румелии и Крита, с омусульманившимися славянами и греками, черкесы чувствуют себя вдвойне на чужбине, тоскуют по родине, делаются озлобленными и непримиримыми и, потеряв всякую охоту к трудовой жизни, становятся разбойниками, мошенниками и мелкими воришками. В этой жалкой борьбе за существование они гибнут, и скоро от них не останется и следа. Так уже пропали сотни тысяч черкесов, переселившихся в Турцию после Крымской и последней турецко-русской войны».
Спрашивается: какие цели у турецкого правительства губить народы, существовавшие в кавказских горах чуть ли не тысячелетие? Им руководит жестокий, эгоистичный и злой умысел — лишить Кавказ части его населения и эксплуатировать этот боевой материал и его коней для своих ближайших видов, пользоваться их дочерьми для султанского и прочих гаремов, а затем, предоставив их своей судьбе, притеснять их, как беспокойных и зловредных людей. Вот каковы мусульманская любовь и заботливость халифа о благоденствии правоверных, о которых проповедуют стамбульские глашатаи в разных частях мира!
Вся ответственность за такую перспективу эмиграции кавказских туземцев в Турцию падает бесповоротно на туземную интеллигенцию.


К. Л. Хетагуров

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 5239 | Автор: admin | Дата: 22 сентября 2008 | Напечатать

 


 
     

 

 

 

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2016. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!